Москва и Константинополь в битве за украинское православие

Были времена, когда патриархи Константинопольский и Московский Варфоломей (слева) и Кирилл вместе вели богослужение (фото 2009 года)

Автокефалия Украинской православной церкви – дело практически решенное, но других вопросов, связанных со стремлением значительной части украинских верующих и православных иерархов окончательно выйти из-под влияния Москвы, остается множество. Радио Свобода попыталось в них разобраться.

Одно православие, три церкви

О том, что процесс предоставления автокефалии Украинской православной церкви начат, заявляют представители Константинопольского (Вселенского) патриархата, направившего на Украину своих посланников – экзархов. Тем не менее томос – официальный документ, объявляющий о важнейших церковных событиях, по поводу украинской автокефалии пока не издан. Да и саму поместную православную церковь на Украине еще предстоит создать – ведь на данный момент украинские православные верующие относятся к трем церквам.

Общую расстановку сил в украинском православии и вокруг него разъясняет этот видеоролик телеканала "Настоящее время":

Как выглядит распределение украинских прихожан между тремя православными церквами? По данным социологического опроса, проведенного в конце 2016 года киевским Центром Разумкова, православными назвали себя почти две трети украинцев – около 65%. При этом 25,4% православных Украины считали себя "просто православными", не относя к какой-либо конкретной церкви. 39,5% ассоциировали себя с церковью Киевского патриархата (УПЦ КП), которую возглавляет патриарх Филарет (Денисенко). 22,3% считали себя прихожанами церкви Московского патриархата (УПЦ МП), предстоятель которой – митрополит Онуфрий (Березовский). Еще около 5% православных относятся к церкви, которая уже сейчас называет себя Украинской автокефальной (УАПЦ), но этот ее статус официально никем не признан. Глава УАПЦ – митрополит Макарий (Малетич). По числу церковных общин, однако, заметно лидирует УПЦ МП, которая в свое время подвергала сомнению результаты приведенного выше опроса.

Свято-Успенский собор на территории Почаевской лавры, одной из православных святынь Украины

Решением Синода Константинопольской церкви анафема, которой в свое время были преданы патриарх Филарет и митрополит Макарий, отменена, оба иерарха "возвращены в каноническое поле". Оппоненты этого решения заявляют, что Вселенский патриархат отменил анафему, решение о наложении которой принимал не он, а архиерейский собор Русской православной церкви, считающей УПЦ КП и УАПЦ неканоническими и "раскольническими" организациями. С другой стороны, Константинопольская церковь потому и именуется Вселенским патриархатом, что ее роль в мировом православии особая – на церковном языке ее называют "первой по чести" среди автокефальных православных церквей. В то же время, в отличие от католицизма, у православного христианства нет единого мирового центра, все православные церкви – "сестринские", они равны между собой.

История вопроса

Вселенский патриархат прекратил действие Синодального послания 1686 года, которым, по мнению Русской православной церкви, Киевская митрополия была подчинена Московскому патриархату (существующему с 1589 года). В действительности этот вопрос весьма запутан. В докладе историка Константина Ветошникова из Византийской библиотеки (Коллеж де Франс, Париж) отмечается, что из всех исторических документов, касающихся передачи Киевской митрополии и подписанных тогдашним патриархом Константинопольским Дионисием, лишь один сохранился в греческом оригинале, а остальные – в русских переводах. Греческое послание говорит, что "патриарх Московский может ... по разрешению рукополагать митрополита Киевского".

Нет никакого упоминания о подчинении митрополита патриарху Московскому

"Русский перевод трансформировал "разрешение" из единственного акта, сохранившегося на греческом языке, в "волю", и, вероятно, то же самое произошло и с другими текстами: "И вручили есмы предстательству митрополію сію ... патріарху Московскому, да имѣетъ волю совершати невозбранно, елико пользуетъ къ поставленію митрополита", – отмечает Ветошников и на основании анализа тогдашних текстов приходит к заключению: – Речь идет только о разрешении рукополагать митрополита Киевского, а не о полной уступке юрисдикции. Нет никакого упоминания о подчинении митрополита патриарху Московскому, но только о его признании в качестве "духовного отца".

Именно поэтому сторонники нынешнего решения Константинопольской церкви называют его "восстановлением исторической справедливости, отменяющим полномочия патриарха Московского рукополагать подчиненного Константинополю митрополита Киевского и подтверждающим каноническую принадлежность Киевской митрополии в границах 1686 года только Вселенскому, а не Московскому патриарху".

Состояние дел – в вопросах и ответах

  • Получила ли Украинская церковь томос?

Нет. Вселенский патриархат лишь подтвердил, что процедура предоставления автокефалии начата, и принял описанные выше важные решения, являющиеся составной частью этой процедуры.

  • Что еще предстоит?

Руководители трех украинских православных церквей – УПЦ КП, УПЦ МП и УАПЦ – должны договориться о созыве общего Собора, который и примет решение об объединении. Предполагается, что если УПЦ КП и УАПЦ поддержат создание единой церкви практически единодушно, то в УПЦ МП с этим решением согласится лишь явное меньшинство иерархов (как разделятся мнения прихожан, судить пока трудно).

  • Что будет с прихожанами УПЦ МП, которые не захотят присоединиться к единой церкви?

Предстоятель УПЦ КП патриарх Филарет заявил, что церковные структуры, подчиненные Москве, смогут оставаться на Украине: "Наша автокефалия не означает, что здесь не может существовать Русская церковь. Но она не сможет называться украинской".

  • Какова будет судьба церковного имущества?
Пусть не переживают, всё у нас будет мирно и спокойно

Важнейшие центры украинского православия – Киево-Печерская лавра в Киеве и Почаевская лавра в Тернопольской области – находятся в собственности государства. В правление Виктора Януковича обе они были переданы в аренду на 50 лет УПЦ МП. Решение о возможном пересмотре договора аренды находится в компетенции правительства Украины. Власти пока успокаивают верующих: по словам министра культуры Евгения Нищука, "пусть не переживают, всё у нас будет мирно и спокойно". Евстратий Зоря, глава информационного управления УПЦ КП, утверждает, что "вопрос будет решен свободно, спокойно, без всяческого насилия, неважно, сколько времени на это уйдет".

Оценки

Протоиерей Всеволод Чаплин, бывший глава синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Московского патриархата:

– Это отступление от веры. Это отступление от христианства. Для меня бывший Константинопольский патриархат – это больше не церковь. Сейчас он просто стал очередным расколом, потому что он признал без воли материнской церкви два раскола, которые теперь, как утверждают на Фанаре (район Стамбула-Константинополя, где расположена резиденция Вселенского патриарха. – РС), стали якобы каноническими. Так вот, вступив в так называемое церковное общение, то есть общение в богослужении с этими людьми, он сам стал раскольнической организацией. Я надеюсь, что наша церковь, в лице Синода, это констатирует, что мы разорвем общение с этим ушедшим теперь в раскол бывшим Константинопольским патриархатом. А лучше всего было бы придать его анафеме. Эти люди более не христиане.

Патриарх Филарет, глава УПЦ КП (справа) на богослужении в Киеве, 11 октября 2018 года

Протоиерей Георгий Эдельштейн, священник Русской православной церкви:

– Это не мое дело – это дело христиан, живущих на Украине. Если они хотят быть членами Автокефальной церкви, пусть будут. Я не думаю, что Московский патриархат, Московская патриархия должны решать эти проблемы, эти вопросы. У нас было, есть и, боюсь, еще долго будет патриарх и священный Синод, которые находятся в лакейском услужении у нашего коммунистического государства, которое почему-то именуется РФ. Прежде всего, церковь должна стать самостоятельной, перестать быть каким-то департаментом государственной коммунистической агитации и пропаганды. Украинская православная церковь, естественно, является сестрой РПЦ. Я думаю, что если бы государство у нас не было коммунистическим, каким до сегодняшнего дня остается, если бы наши иерархи были свободными, то и проблемы бы этой не возникало. Но повторяю то, с чего начал, – это не мое дело. Хотят православные люди Украины быть в автокефалии, пусть будут.

Протоиерей Владимир Вигилянский – настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ. В 2005–2012 г руководитель пресс-службы патриарха Московского:

Шум в России вызван очень серьезным поражением внешней политики

– Что такое мошенничество? Это хищение имущества злоупотреблением доверия. Обратились к патриарху Варфоломею президент Порошенко, Рада Украины и раскольничьи церкви о предоставлении автокефалии. Что вчера произошло? Они приписали все храмы Украины себе, а про автокефалию сказали, что это в будущем. Таким образом, это просто самое настоящее мошенничество, потому что никакой единой украинской церкви (то, что ожидал Порошенко) не произошло. А произошло то, как там говорится, что храмы теперь ставропигиальные, то есть они принадлежат патриарху Варфоломею. Ничем, кроме как мошенничество, это назвать невозможно. С ними не договаривалась Украинская православная церковь Московского патриархата. Как они там оставались в храмах, так это и будет, если, конечно, не будет кровавого захвата этих храмов. Но даже если они будут, то это будут захватывать не для Украины, а для Стамбула. Вот так я расцениваю.

Михаил Ситников – редактор сетевого ресурса религиоведческих исследований "Религиополис":

– Как оценил бы? Как решение Синода, который правомочен принимать такие решения, на мой взгляд. А шум в России по этому поводу и возмущение со стороны РПЦ, со стороны околоцерковных функционеров, скорее всего, вызван очень серьезным поражением, причем поражением внешней политики. Потому что все упорство в свое время РПЦ против предоставления автокефалии Украинской церкви никак не говорит о вере или верующих, о заботе о них. Причины этого упорства в вопросе об автокефалии сугубо политические, потому что УПЦ Московского патриархата – это был серьезный оплот России в соседнем государстве и для Московского патриархата едва ли не треть ее паствы вместе с клиром. Ну, такие потери, естественно, переживаются. Так что тут я ничего такого особенного не вижу. Все как ожидалось.