Владимир Путин подписал указ о сборах запасников в 2026 году.
Находящихся в запасе будут призывать на сборы в российские вооружённые силы, Росгвардию, МЧС, а также в органы государственной охраны и ФСБ. За неявку по повестке на сборы грозит штраф в размере до 30 тысяч рублей. В запасники попадают все военнообязанные граждане.
При этом два пункта в указе скрыты от общего пользования. Однако отправить запасника в зону боевых действий по мобилизации с юридической точки зрения невозможно.
Кремлю не хватает людей для продолжения войны. В Москве в ночь на 9 декабря приземлился самолёт из Каира, на котором в Россию были доставлены депортированные из США российские граждане. По словам главы организации Russian America for Democracy in Russia Дмитрия Валуева, депортированным мужчинам сразу по прилёту вручили повестки в военкомат.
Россияне устали от войны, в отличие от Путина. Как отмечает Левада-центр, 55% россиян не одобрят решения близкого человека отправиться на войну в Украине по контракту с Минобороны, одобрили бы это 30% респондентов.
Кого коснется новый указ Путина, а также о методах, которыми власть заманивает на войну, говорим в программе "Лицом к событию" с социологом Дмитрием Дубровским и юристом Артёмом Клыгой.
Проанализируем детали призыва на военные сборы, и методы, которыми государство привлекает людей в армию. Начнём с документа о военных сборах. Детали смотрите в нашем сюжете:
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Владимир Путин подписал указ о сборах запасников в 2026 году
Военные сборы – процедура стандартная, проходит почти каждый год. Известны ли случаи за последние четыре года, чтобы во время них заставляли подписать контракт с Минобороны? Отвечает Артём Клыга, руководитель юридического отдела Движения сознательных отказников:
– Про военные сборы так не скажешь. Мы опрашивали мужчин, которые проходят военные сборы: иногда там предлагают подписать контракт. С серьёзным давлением, физическим, психологическим воздействием, которое мы фиксируем в войсковых частях по отношению к срочникам, на военных сборах люди не сталкиваются. Процедура стала довольно банальной. Ежегодно президент подписывает этот указ, обычно в январе, решили озаботиться заранее. Стратегия привлечения запасников непосредственно для участия в боевых действиях прослеживается через другие инициативы. Резервисты – один из способов.
Просто не ходить по повестке
Но использовать военные сборы как способ для набора на войну – этого сейчас активно не происходит. Если бы хотели, давно были бы созданы дополнительные устрашающие элементы, например, уголовную ответственность ввели бы за неявку по таким повесткам, или огромные штрафы бы сделали. Военные сборы есть, но много людей не обязаны их проходить в силу освобождения от срочек, и легче от них отказаться. Просто не ходить по повестке, именно этот способ довольно часто работает, или подавать заявление о том, что “по моим убеждениям я не могу проходить военные сборы, пожалуйста, больше повестки мне не направляйте”.
Резерв и запас – разные понятия. Чтобы не попасть в резерв, не надо подписывать контракт о вхождении в резерв. Как не попасть в запас, отгородить себя от контактов с военкоматом?
– Не попасть в запас невозможно. Эта процедура не зависит от гражданина. Как только человек дослуживает службу, или получает освобождение по здоровью, категория В., или дослуживает альтернативную службу, или просто ему наступает 30 лет, он так или иначе попадает в запас. Исключение – только те мужчины, которые получают категорию Д., самая тяжёлая категория по здоровью, человек освобождается от воинской обязанности и снимается с воинского учёта. Для категории Д. всё взаимодействие с военкоматом заканчивается. Но это не самая большая группа лиц, там тяжёлый список заболеваний, их снимают с учёта, особо потом не трогают. Большинство запасников – это либо категория А., Б., отслужившие, или прошедшие альтернативную службу, или освобождённые, категория В. Все они подлежат по сути мобилизации, подлежат воинскому учёту.
Из запаса выйти не получится
Можно категорию А. и Б. вызывать на военные сборы. У кого категория В, есть освобождение, могут на него ссылаться. Но из запаса, кроме как при достижении определённого возраста (он менялся в зависимости от звания), выйти не получится. Если запасник не хочет дополнительных проблем, он может в военкомат не ходить. Для срочника другая стратегия: надо коммуницировать с военкоматом, если человек хочет освободиться. А запаснику смысла идти в военкомат нет. Их не штрафуют массово, не вводят ограничений на выезд, на возможность управлять машиной, на сделки с недвижимостью, кредиты. Единственная причина, по которой запаснику надо сходить в военкомат, это если у него есть категория здоровья: здоровье ухудшилось, и он хочет получить категорию Д., то есть сделать переосвидетельствование.
Государственное агентство ТАСС в памятке о призыве на сборы уточняет, что за уклонение от сборов нет уголовной ответственности, только штраф в пределах 30 тысяч рублей. На сборах за запасником не закрепляют оружие и технику, к нему не применяется дисциплинарный арест. Можно ли сборы проигнорировать, или с них уйти?
– Государственное агентство немного вводит в заблуждение. С тех пор, как человек попал на военные сборы, то есть прошёл медосвидетельствование и был зачислен в список, в состав военнослужащих, он получает статус военнослужащего. В отношении него начинают применяться нормы уголовной ответственности, он имеет определенные права и обязанности. Если он решит уйти, против него возбудят дело за самовольное оставление воинской части, точно такое же, которое возбуждают против мобилизованных, например, или контрактников, которые воюют.
Направляйте заявление об альтернативной службе
Поэтому есть смысл не ходить. Если человек не пойдёт, этот штраф на сколько-то тысяч рублей, в практике я видел один раз в жизни, против человека, которому четыре повестки прислали, он ни на одну из них ничего не написал. Этого штрафа в массовой практике нет. Был не один случай, когда человек шёл, его отправляли на медосвидетельствование. Тут мы уже говорили: "Сейчас есть возможность уйти, проблем не будет. Если пройдёшь медосвидетельствование, то поедешь на военные сборы, проходи. Иначе, если уйдёшь, это уголовное дело по специальной статье в отношении военнослужащих". С военными сборами такая ситуация: если приходит повестка, вы её можете проигнорировать. Направляйте заявление об альтернативной службе, говоря, что у вас есть убеждения, которые не связаны с ношением оружия. И военкомат про вас забывает. Никакого штрафа, дополнительной повестки в 99% случаев не придёт.
Смотри также Умереть за 10 тысяч? Резервистов отправят на войнуИздание Агентство пишет, что в ночь на 9 ноября спецборт из Каира привёз в Москву 60 граждан России, депортированных из США. Мужчинам, по словам издания, по приезде сразу вручили повестки. Государственное телевидение пару недель назад показывало, как военкомат в Екатеринбурге вручает мужчинам повестки. Женщина стоит у выхода, записывает данные, вручает повестку. Юрист в комментарии Дойче Велле пишет, что считает этот случай лишь медиа-облавой и утверждает, что военкоматы не проверяют все аэропорты. Если человек попадает в такую ситуацию, видит женщину или мужчину из военкомата, который просит паспорт, он может обойти сотрудника, не вступать в диалог и не брать повестку?
– Там всё так организовано, что обойти возможности нет. Но если повестку вручили, то её всегда можно обжаловать. Один борт самолёта – это условно 70 разных мужчин, которые приписаны к разным военкоматам. И если там даже приехал какой-то сотрудник определённого военкомата, даже если и выпишет эти повестки, у него не будет полной информации, для каких целей вызывать всех этих мужчин. Скорее всего, все эти повестки будут на уточнение данных воинского учёта, чтобы он пришёл в военкомат и с ним там уже разбирались, куда его можно отправить.
Повестку оспорить, написать жалобу
Может, на срочную службу, потому что ему до 30 лет, может, на военные сборы, а может, предложить военный контракт подписать или в резерв вступить. Это общая работа, с подключением телевидения, чтобы запугать граждан, мол, каждый самолёт будут осматривать военные следователи и представители военкомата. Если это запасники, алгоритм примерно тот же: повестку оспорить, написать жалобу в прокуратуру, у правозащитников есть все шаблоны. И больше никуда по ней не ходить, ничего у запасников ужасного после этого не случится. Эти методы направлены на привлечение людей в военкоматы, именно запасников, чтобы они пришли, а там говорят: "Вот военные сборы. Или мобилизационный резерв, можешь вступить. Или военный контракт хочешь подписать? Столько-то миллионов рублей тебе платим”. Если человек дошёл до военкомата, его попытаются обработать. Если нет, ничего с ним не будет. А если это срочник, от 18 до 30 лет, и ему дают повестку, по-другому надо работать. Надо смотреть, на что вызывают, и применять две стратегии: либо подаваться на альтернативную службу, либо смотреть, возможно ли получить освобождение по медицине. Срочнику надо быть более внимательным, чем запаснику, у срочников уголовная ответственность имеется, и штрафы против них вводятся, ограничения, выезд из страны запрещают. Срочники – уязвимая группа. Пишите правозащитникам, получайте совет, не предпринимайте каких-то действий самостоятельно. Мы объясним, как обжаловать те же повестки, которые вам в аэропорту дадут.
Продолжим тему призыва на службу с точки зрения желаний власти и реакции общества. Путин в Кремле награждает участников войны, а государственный ВЦИОМ говорит, что половина россиян гордится военными. Но есть и обратная статистика, расскажем в нашем материале:
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Россияне не хотят воевать
Больше половины россиян гордится военными, и больше половины против того, чтобы их родственник шёл на войну. Как можно объяснить это противоречие? Отвечает социолог Дмитрий Дубровский:
– Изначально ведь рассказ был такой, что “наши профессиональные военные будут решать профессиональные задачи”. И в этом смысле никакой сложности в этой картинке нет. Предполагается, что профессиональные военные должны идти, а непрофессиональные не должны. Это тот договор, который был Путиным оглашен в начале войны, что профессиональные военные будут решать задачи, а общество должно их просто поддерживать. Потом, когда мобилизация, так называемая частичная, началась, этот договор был нарушен, а изначально посыл был такой. Это с одной стороны.
Мы не видим отношения людей по-настоящему
А с другой стороны, довольно явно люди, отвечая на эти вопросы, имеют в виду пропагандистскую картинку. ВЦИОМ – это пропагандистская организация, поддерживающая основные посылы российской пропаганды, просто социологическими методами. С Левада-центром ситуация другая. Когда смотришь на поставленные вопросы и полученные ответы, понятно, что пропаганда должна описывать защитника родины в таких восторженных терминах, и описывает. А люди отвечают ровно в тех же терминах. Поэтому никакого удивления здесь нет. Через этот как бы социологический инструмент мы не видим отношения людей по-настоящему. Мы имеем просто зеркало, но не надо считать, что это лицо реальных людей. Это просто калька, производная успешности пропаганды. Можно сказать, что если 55% людей против отправки родственников на войну, значит, пропаганда не слишком успешна.
Режиссёр Александр Сокуров сказал Путину на Совете по правам человека, что из-за политического желания отправить детей участников войны в университеты, тем, кто поступают не по льготам, мест не хватает. Путин ответил, что государство должно поддержать детей участников войны, предоставив им право бесплатного обучения. По информации издания “Важные истории” за август этого года, в главных московских вузах около 90% абитуриентов, которые поступили по квотам для детей участников войны, прошли с баллом ниже необходимого для поступления. Создаёт ли ситуация неравенство?
– Квотирование для постсоветских граждан – вещь известная. В советских университетах квартирование было, в том числе для так называемых целевиков, которых направляли национальные республики, различные предприятия, было квотирование на малоимущих, на многодетных, в небольшом количестве. Никому в голову не приходило не любить за это их семьи. Но другое дело, что эта часть в новых условиях сейчас выделяется на общесоциальном фоне.