Ссылки для упрощенного доступа

Власть вспомнила о моногородах


Вот так жители Пикалево перекрывали дорогу в знак протеста против того, что их проблемы никак не решались.
Вот так жители Пикалево перекрывали дорогу в знак протеста против того, что их проблемы никак не решались.
Рабочая группа Общественной палаты по проблемам моногородов обсудила ход реализации антикризисного плана правительства в этой сфере на 2010 год.

Пикалево, Байкальск, Тольятти – об острейших социальных проблемах в этих городах благодаря массовым акциям протеста, широко освещавшимся в СМИ, знают теперь многие. С момента утверждения плана государственной поддержки моногородов прошло полгода. Что удалось сделать за это время?

В антикризисном плане правительства фигурируют 27 моногородов. Однако, как отмечают в Общественной палате, местные власти активно работают лишь в нескольких из них. Руководитель рабочей группы Общественной палаты, председатель профсоюзного объединения "Соцпроф" Сергей Вострецов рассказывает:

– В Советском Союзе большинство промышленности было сконцентрировано как раз в данных моногородах. И не решив сегодня проблему модернизации моногородов, мы вряд ли вообще решим задачу, поставленную президентом, по части модернизации российской экономики в целом.

Созданием системы господдержки моногородов премьер Владимир Путин озаботился еще в июне прошлого года, после массовых выступлений жителей города Пикалево Ленинградской области. Тогда Путин и дал соответствующее поручение Министерству регионального развития. Ход обсуждения сегодняшнего состояния дел в моногородах в Общественной палате заставляет предположить: первая половина нынешнего года ушла в основном на разработку разного рода планов. Вот что сказал мэр города Пикалево Сергей Вебер:

– У нас было разработано три сценария. Первый – деструктивный: никаких мер не предпринимается, предприятие само по себе, благодаря поддержке руководства, правительства Российской Федерации, заставляет собственников вкладывать туда средства. И предприятие в такой агонизирующей ситуации будет работать, понимая, что не вкладывая средств в развитие, ему в дальнейшем все равно не выжить. Второй сценарий – монопрофильный инерционно-консервативный: предприятия могут что-то делать, но при этом ни государство, ни администрация города, области, не будет принимать никаких мер для того, чтобы пересмотреть дальнейшие пути развития города. И третий путь - это диверсификационный сценарий размонопрофилирования: уйти от зависимости от одного градообразующего предприятия. Это, наверное, задача многих моногородов.

По словам мэра Пикалево Сергея Вебера, к 2015 году уровень безработицы в Пикалево должен быть менее одного процента. Безусловно, хороший сценарий развития событий лучше плохого, но насколько он осуществим, какова ситуация в городе, какие шаги власти предпринимают, чтобы помочь людям уже сейчас? Это из рассказа главы исполнительной власти Пикалево было не очень понятно. Жители города находятся пока в ожидании перемен. Говорит председатель территориальной организации Горнометаллургического профсоюза России Юрий Стрелков:

– Если сравнивать с тем, что было несколько лет назад, ситуация пока плохая. Пиком ухудшения была ситуация конца 2008-го и первая половина 2009 года. Когда профсоюзные организации и жители Пикалево протестовали активно против безразличия к своему городу всех структур - как собственников, так и властей. Сейчас в Пикалево по-прежнему три хозяина, каждый преследует свои интересы, нет согласованности. И, конечно же, нет уверенности в завтрашнем дне.

Члены рабочей группы Общественной палаты, пытаясь ответить на вопрос "что делать?", обошли другой извечный русский вопрос "кто виноват?". И напрасно, отмечает президент Союза малых городов России Евгений Марков:

– У меня один вопрос к моим уважаемым коллегам: а эти проблемы, которые сейчас пытаются решать, – они что, возникли в этом году? Федеральный центр не знал об этом? Не мог выработать комплекс мер и начать их вовремя реализовывать? Мог! И был обязан. К сожалению, этого сделано не было. И вот проблема громыхнула при содействии населения города Пикалево и других городов, которые не были названы в федеральной прессе. Нельзя было так долго ждать. Поэтому благодарить федеральный центр у нас нет оснований. А вот выработать свою позицию очень важно.

Евгений Марков обращает внимание на то, что число моногородов в России занижается. По его подсчетам, их не менее 800. Создание же различного рода рабочих групп и составление всевозможных планов – всего лишь возвращение в год 1993-й, когда уже обсуждалась аналогичная федеральная целевая программа. Власть, в сущности, пока что демонстрирует свою беспомощность, убежден президент Союза малых городов России Евгений Марков:

– Это попытка спрятать голову в песок в надежде, что все обустроится само собой. На самом деле государство должно было разработать принципы и крупномасштабную политику в целом в отношении монопрофильных населенных пунктов. Чтобы ответить на вопрос: быть этим городам или нет. Ведь даже в отношении Тольятти, миллионного города, и то возникал вопрос: а может, его расселить? А о небольших городах и говорить нечего. Нужна действительно государственная политика, стратегия в отношении принципиальной позиции, которая должна быть отражена в специальном государственном документе: что делать с моногородами, большими, малыми, совсем маленькими. Не штучный подход, какой сегодня демонстрирует федеральный центр, а масштабный и принципиальный, – считает Евгений Марков.

Почти тысяча российских моногородов в реальности, 27 - в так называемом списке Игоря Шувалова, в который включены города, претендующие на финансовую поддержку государства. И лишь о трех из них шла речь на заседании в Общественной палате – о Пикалево, Тольятти и почти благополучном на этом фоне Нижнем Тагиле.
  • 16x9 Image

    Виталий Камышев

    Обозреватель Радио Свобода. Сотрудничает с радиостанцией с 1997 года. Работал в журнале " The New Times",  газете "Аргументы и факты", был постоянным автором газеты "Русская мысль" (Париж) в 1995-2000гг.
XS
SM
MD
LG