Ссылки для упрощенного доступа

День Знаний как заряд патриотизма


Встреча офицеров русской гвардейской кавалерии с жителями одного из европейских городов. Картина Готфрида Виллевальде
Встреча офицеров русской гвардейской кавалерии с жителями одного из европейских городов. Картина Готфрида Виллевальде
В российских школах завершены последние приготовления к новому учебному году. Несмотря на выходной день, 1 сентября, в День знаний, в школах пройдет исторический урок мужества, посвященный победе России в войне с Наполеоном в 1812 году.

В контексте пафосного ликования, с которым проходят в России многочисленные посвященные этому юбилею мероприятия, заряд патриотизма рискуют получить и школьники. Говорит преподаватель московской "Гимназии на Юго-Западе" Леонид Кацва:

– У нас в этом задействованы все классы, кроме 11-х, которые уходят в соседнюю прогимназию к первоклассникам. В в 7-х, 8-х, 9-х и 10-х классах учителя истории читают поточные лекции. В актовом зале собираются две параллели. С ними проводится лекция о событиях 1812 года, о том, что собой представляла та война, какое значение она имела... Что касается 5-х и 6-х классов, то классные руководители с ними об этом разговаривают на более упрощенном уровне.

– Урок мужества, посвященный 1812 году, как-то сразу вызывает улыбку. Потому что это можно наполнить таким казенным, пустым патриотизмом – да еще для детей. В этом есть некоторая опасность.

– В 9-х и 10-х классах у нас читает лекцию Алексей Кузнецов, который регулярно выступает на "Эхе Москвы" по поводу 1812 года. Я думаю, что он это способен сделать безо всякого казенного патриотизма. Думаю, что разговор будет не столько о боевых действиях, сколько о других сюжетах, связанных с этой войной. Все-таки она оказала очень большое влияние на общество. Что касается 7-го и 8-го классов, то детей нужно просто познакомить с событиями тех дней, рассказать, что происходило в мире, в Европе, в России.

Рискнете предположить, как все это будет выглядеть в провинциальных школах?

– Такой разговор можно сделать под звон барабанов как у Симонова: "Он под военною трубой//Был вскормлен, вспоен и воспитан", – а можно сделать по уму. 1812 год – это серьезное событие в нашей национальной государственной истории, не только с военной точки зрения, но и с точки зрения формирования гражданской нации. Я не могу вам сказать, как это сделают мои коллеги на просторах нашей огромной родины. Один сделает так, другой сделает сяк…

– Может быть, первый урок для школьников не обязательно посвящать войне?

– Юбилейный год есть юбилейный год. Мне всегда только одного жалко, что у нас военные даты отмечаются громко. Многие так, как должны, некоторые громче, чем должны, но проблема в том, что у нас мало и слабо отмечаются другие даты - те, что связаны с ростом свободы в обществе. Я, например, считал бы, что в нашей стране должен быть государственный праздник 19 февраля 1861 года – день отмены крепостного права. Но эта дата не стала государственным праздником ни в царское, ни в советское, ни в теперешнее время. А очень жаль, потому что это событие действительно несло с собой освобождение. Это не умаляет победы 1812 года. Это просто разговор о том, что надо бы отмечать и другие события.

У каждой нации есть определенные победные дни (у нас это 1945 и 1812 годы). Это свершения дедов и прапрадедов. Это грех забывать – и ни в одной стране их не забывают. Другое дело, что они должны дополняться гражданскими датами. В памяти нации должны оставаться не только те события, живые свидетели которых присутствуют, но и гораздо более давние. История не началась нашими дедушками и не заканчивается нашими внуками, – сказал Леонид Кацва.

Проведение уроков мужества – в традициях советской и новой российской образовательных школ. Памятные торжества по разного рода важным государственным юбилеям проходят во многих странах, однако все чаще мероприятия, особенно связанные с военными датами, отмечаются не столько как день победы, сколько как день поминовения, говорит обозреватель РС, историк Ярослав Шимов:

– Если мы возьмем популярную в Великобритании и во Франции дату – это дата окончания Первой мировой войны, день перемирия - то она отмечается в первую очередь как день памяти павших. Сейчас это просто день скорби, поминовения миллионов людей, день памяти и некоего печального ужаса перед масштабом той трагедии и, вообще, всех трагедий, которые приносит война как явление. В этом, наверное, есть разница. Скажем, в России в последние годы завели новый праздник – 4 ноября, День народного единства, совпадающий с годовщиной освобождения Москвы от польско-литовского войска в 1612 году. В этой дате чувствуется какой-то боевой задор по случаю давней победы. Конечно, в этом тоже ничего плохого нет, о своих победах любая нация должна помнить, но иногда, наверное, стоит задуматься над тем, какие моменты подчеркивать, вспоминая такие даты. Стоит ли помнить о самом факте победы или, может быть, о том, что та или иная победа сплотила общество, что из этой победы произросло для страны.

Чем дальше от нас историческое событие, тем тяжелее нам до конца понять психологию его участников, тем больше соблазн свести все к карнавальному в каком-то смысле действу. Вроде попытки надеть на себя мундир солдата, воюющего при Бородино либо на Куликовом поле.

Две отечественные войны - 1812 и 1941-45 годов - имеются в российской национальной истории и в российской национальной мифологии. В них есть много общего, прежде всего, по патриотическому подъему и по историческому и геополитическому значению, которое имели победы в этих войнах. Но по структуре массового сознания, по тому, чем руководствовались и как себя вели люди в этих двух войнах, конечно, это совершенно разные исторические явления, разные исторические феномены. Поэтому, конечно, чем дальше от нас история, тем, к сожалению, мы ее меньше понимаем, и тем в большей степени она миф.

– Я опасаюсь, что в масштабе школьных мероприятий, связанных с детьми или подростками 5-го или даже 10-го класса, эта разница неизбежно нивелируется. Но она нивелируется, видимо, и Министерством образования, потому что урок называется "Урок мужества". Мы с вами помним уроки мужества в советской школе, но тогда мужество было связано только с Великой Отечественной войной.

– Как раз в этом и характерное отличие. Тогда на эти уроки приходили ветераны. Все это было очень живо, понятно. Об исторических событиях можно было узнать из уст непосредственных участников. А с войной 1812 года велик соблазн все это свести к шоу. Хотя, конечно, знать свою историю, скажу банальность, лучше, чем ее не знать. Но вопрос в том – как, зачем и каким образом ее осмыслять?

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
XS
SM
MD
LG