Программу «Итоги недели» ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Наталья Голицына.
Дмитрий Волчек: Расследование отравления и смерти бывшего офицера ФСБ, политэмигранта Александра Литвиненко пока не принесло ощутимых результатов. Однако дело Литвиненко начинает перерастать в дипломатический кризис. Высшее руководство Великобритании и России высказывают озабоченность разрастающимся скандалом. Как сообщает сегодня газета «Таймс», разведывательные службы Великобритании объявили, что отравление Литвиненко носит черты убийства, организованного в государственных интересах. Со ссылкой на высокопоставленного представителя британского правительства газета отмечает, что подтверждение того, что бывший сотрудник ФСБ был отравлен радиоактивным элементом полонием, а также другие доказательства, которые пока не могут быть обнародованы, указывают на то, что убийство было совершено иностранными агентами. При этом собеседник газеты не стал напрямую называть государство, подозреваемое в организации отравления. Однако в заявлении, которое Александр Литвиненко подписал в больнице за два дня до смерти, он обвинил в организации покушения лично Владимира Путина. Хроника событий в репортаже Наталье Голицыной из Лондона.
Наталья Голицына: Александр Литвиненко прибыл в Лондон в октябре 2000 года и вскоре получил статус политического беженца. Через Турцию к нему прилетели жена Марина и сын Анатолий. Бывший подполковник ФСБ поселился с семьей в респектабельном лондонском районе Масвел Хилл, в доме, который купил для него Борис Березовский (этот дом до сих пор принадлежит беглому олигарху). 1-го ноября, в шестую годовщину своего пребывания в Британии, он планировал провести две встречи. В 10-ть утра в баре отеля «Миллениум Мэйфэр» он встретился с давним приятелем, бывшим майором КГБ и телохранителем Егора Гайдара в бытность того главой российского правительства Андреем Луговым, который также одно время служил охранником Бориса Березовского. Позднее в интервью газете «Таймс» Луговой сообщил, что прибыл в Лондон с детьми на футбольный матч ЦСКА-Арсенал и заодно решил проведать давнего приятеля. Как впоследствии выяснилось, на встрече присутствовали еще два неизвестных Литвиненко человека: деловой партнер Лугового Дмитрий Ковтун и его друг Вячеслав Соколенко. Друзья Лугового настойчиво предлагали Литвиненко выпить чаю во время этой встречи. Однако Луговой настаивает, что Литвиненко ничего не пил и не ел.
Вторая встреча бывшего подполковника ФСБ состоялась в 3 часа в суши-баре на Пиккадилли с другим его знакомым, итальянским юристом Марио Скрамеллой, который обещал показать ему ряд документов, имевших отношение к убийству Анны Политковской. Встреча продолжалась 35 минут. Итальянец показал полученный по электронной почте документ, в котором оба они (Скарамелла и Литвиненко) обвинялись в заговоре против России и в стремлении опорочить ФСБ. В нем говорилось о необходимости «заставить их замолчать». Там же упоминался бывший сотрудник КГБ, который якобы спланировал и совершил убийство Анны Политковской. В тот же день Литвиненко был госпитализирован и помещен в больницу лондонского района Барнет. Я разговорила с Александром Литвиненко 11 ноября, когда он находился в этой больнице. Он еще мог говорить по телефону, его голос звучал устало и чувствовалось, что разговор стоит ему огромных усилий. Он сказал, что предпочел бы провести год в тюрьме, чем переносить страдания, которые он сейчас испытывает.
Поначалу Литвиненко лечили от пищевого отравления, затем он был переведен в онкологическое отделение. И только 17-го ноября его перевели в лондонскую университетскую больницу, где его обследовали токсикологи, обнаружившие у него в крови следы таллия, – высокотоксичного смертельного яда. Затем токсикологи заговорили о радиоактивном таллии – симптомы болезни указывали на влияние радиоактивности – отказала иммунная система, были поражены костный мозг и печень, выпали все волосы. Наконец после перевода в отделение интенсивной терапии и проведения новых тестов в моче Литвиненко - за три часа до его смерти - были обнаружены следы полония 210 – токсичного радиоактивного вещества.
После приступа острой сердечной недостаточности состояние Литвиненко стало критическим. Вечером 23 ноября Литвиненко скончался.
По сообщению его друзей, незадолго до кончины Александр Литвиненко сделал заявление, которое записал его друг Александр Гольдфарб. В нем он возлагает вину за свое отравление на российские спецслужбы и лично Владимира Путина. Вот фрагмент заявления, который огласил Александр Гольдфарб:
Александр Гольдфарб: Вы продемонстрировали полное отсутствие уважение к человеческой жизни, свободе, к любым ценностям цивилизованного мира. Вы показали, что недостойны своей должности, недостойны доверия цивилизованных людей. Одного человека вам может быть удалось заставить замолчать, но крики протеста изо всех уголков мира будут звучать в ваших ушах, господин Путин, всю вашу оставшуюся жизнь.
Наталья Голицына: В ходе расследования британская полиция обнаружила значительный (выше нормы, но, как сообщается, не опасный для жизни) уровень радиации в тех местах, где Александр Литвиненко проводил свои встречи 1-го ноября. Следы радиации полония обнаружены и у него дома. Британское руководство забило тревогу. Четырежды за три дня собирался комитет по чрезвычайным ситуациям, известный под названием COBRA , под председательством министра внутренних дел Джона Рида. Приглашенного в Форин офис посла России в Великобритании Юрия Федотова попросили предоставить всю возможную информацию доступную российским властям о контактах Литвиненко и оказать помощь британской полиции в расследовании этого дела. Владимир Путин обещал такую помощь. Однако прибывший в Лондон отец Александра Вальтер Литвиненко крайне скептически относится к этой возможности, разделяя мнение сына, считавшего себя жертвой покушения российских спецслужб. Вот что сказал Вальтер Литвиненко Радио Свобода:
Вальтер Литвиненко: Я подписываюсь под любым Сашиным словом. Примерно знаю, что он сказал: люди, будьте бдительны. Потому что размахивать атомной бомбой очень опасно сейчас в любом случае. А если это делают правители такой страны как Россия, то это в квадрате опасно.
Наталья Голицына: Тесты на содержание полония проводятся сейчас в двух больницах, где лежал Литвиненко, обследуются также его близкие и соприкасавшийся с ним медицинский персонал. Полагают, что задержка со вскрытием объясняется серьезными опасениями возможного радиоактивного заражения патологоанатомов. Всем посетителям японского ресторана и бара отеля «Миллениум», которые побывали там 1 ноября, предложено пройти обследование. Полиция продолжает просмотр видеокамер наружного наблюдения в центре Лондона и опрос возможных свидетелей встреч Александра Литвиненко 1-го ноября.