Ссылки для упрощенного доступа

Забрать российское. Одобрит ли Рада закон о национализации?


Акция националистов у украинского представительства Сбербанка, Киев, 10 апреля 2017
Акция националистов у украинского представительства Сбербанка, Киев, 10 апреля 2017

В украинском парламенте зарегистрирован законопроект №8340 о поправках к закону "О санкциях", предусматривающий возможность прекращения деятельности российских компаний на территории Украины и их передачу в государственную собственность.

Автор законопроекта – бывший министр юстиции Украины времен президентства Виктора Ющенко Роман Зварич. Он предлагает включить "зеленый свет" не только для национализации в Украине подсанкционных компаний с российским капиталом, но и для введения ограничительных мер в отношении украинских граждан и юридических лиц, которые "осуществляют хозяйственную деятельность с Российской Федерацией как со страной-агрессором".

Это не первый законопроект, в котором речь идет о возможности передачи в госсобственность российских активов. Весной 2015-го с подобным предложением выступали депутаты от Радикальной партии и "Свободы", но большинство парламентариев тогда их не поддержали. Впервые же о планах национализации российского имущества в стране сразу после аннексии Крыма в 2014 году заявлял министр юстиции Украины Павел Петренко.

Если кто-то не соблюдает законы, это не дает право другой стороне тоже их игнорировать

Инициатор очередной такой идеи Роман Зварич почти месяц назад вернулся после длительного перерыва в большую украинскую политику, заняв вакантное место в Верховой Раде по списку "Блока Петра Порошенко". О законопроекте представителя президентской парламентской фракции, разрешающем государству забирать действующие в Украине российские предприятия и банки, рассуждает политолог Кость Бондаренко:

Кость Бондаренко
Кость Бондаренко

– Роман Зварич решил так с ходу задекларировать свою политическую позицию, показать, что он относится к "партии войны". Но по большому счету не думаю, что его ястребиная политика найдет полную поддержку в Верховной Раде. Во-первых, многие депутаты прекрасно понимают, что будут зеркальные действия с российской стороны на такое политическое рейдерство Украины относительно предприятий. Во-вторых, естественно, будет серьезное нарушение всех международных правил. И апелляция к тому, что Россия тоже нарушает, здесь действовать не будет. Понятно – если кто-то не соблюдает законы, то это не дает право другой стороне тоже их игнорировать по принципу "око за око", "зуб за зуб". В-третьих, бизнес и капитал не имеют границ и национальности. И в данной ситуации это будет сигнал для иностранных инвесторов о том, как Украина выполняет свои инвестиционные обязательства и каков в стране инвестиционный климат. Поэтому полагаю, что инициатива Зварича – это не больше, чем его пиар.

О предвыборном пиаре и незначительных шансах на принятие парламентом законодательных инициатив экс-министра юстиции говорит и глава Украинского аналитического центра Александр Охрименко:

Александр Охрименко
Александр Охрименко

– Вероятность небольшая, поскольку Зварич никакой властью в парламенте не обладает. Его предложения действительно можно рассматривать лишь с точки зрения пиара. У нас в следующем году выборы (27 октября 2019-го ожидаются очередные парламентские выборы на Украине. – Прим. РС), поэтому Зварич стремится, чтобы его заметил избиратель. А с точки зрения реальности – маловероятно, что его инициативы найдут в Раде необходимое количество голосов.

Роман Зварич
Роман Зварич

В рамках военной ситуации такой шаг возможен

Роман Зварич считает необходимым прекращать деятельность российских компаний на территории Украины или же передавать их в государственную собственность, если они нарушают "соответствующие права и интересы Украины или ее граждан", а за нарушение законодательства о санкциях, согласно его законопроекту, компания должна заплатить штраф в тройном размере от полученной ею прибыли за последние три года. Как пояснил сам парламентарий, "учитывая события на востоке Украины, аннексию Россией территории Автономной Республики Крым и города Севастополь, государство должно соответствующим образом реагировать на действия лиц, осуществляющих террористическую деятельность, создающих угрозы национальным интересам, национальной безопасности, суверенитету и территориальной целостности Украины, нарушающим права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства".

Вот что думает по этому поводу президент Центра экономического развития Александр Пасхавер:

Александр Пасхавер
Александр Пасхавер

– Законопроект Зварича можно воспринимать как противодействие агрессивным шагам России против Украины. Хотя саму по себе национализацию чужого имущества я как экономист оцениваю негативно. Однако в рамках военной ситуации такой шаг возможен. Но это будет прежде всего означать резкое обострение конфликта с РФ. В этом случае мы получим больше врагов, которые будут более склонны к резким действиям России против Украины. Есть и экономические последствия – смена собственности, некий хаос в экономических отношениях. Но в первую очередь это враждебный акт, акт войны. Если бы это зависело лично от меня, то я бы такое решение не принимал, а предпочел изменения в национальном законодательстве, которые бы не позволяли расширяться российской собственности в Украине.

– В январе этого года Верховная Рада запретила юридическим и физическим лицам России участвовать в приватизации в Украине. Депутаты поддержали такую поправку к законодательству, голосуя за закон о приватизации государственного имущества. Этого, по вашему мнению, недостаточно?

– Такое решение мне кажется достаточным. Именно в ограничении расширения действия в Украине российского капитала. Кроме того, я бы еще и контролировал процесс проникновения бизнеса из России в украинскую экономику, который попадает к нам не только открыто.

– Какова сейчас доля российского капитала в украинской экономике?

– Мне трудно сказать. Она достаточно велика, но не оказывает определяющее значение для украинской экономики. И мы не наблюдали каких-то согласованных враждебных действий российского бизнеса в Украине по заказу Кремля. Такого не происходило.

– Украина с весны 2014-го ввела несколько пакетов санкций в отношении российских компаний и физических лиц. 2 мая этого года Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ) продублировал апрельские американские и продолжил свои старые антироссийские санкции. Насколько ограничительные меры, принимаемые Украиной, ощутимы для России?

– Украинские – это ведь не американские санкции. Решения украинских властей, мне кажется, исходят не из реального экономического значения этих санкций, а просто из морального требования Украины к себе. По крайней мере, если западные санкции против РФ принимаются из-за Украины, то и Украина должна к ним подключиться. И это, повторюсь, больше моральный тактический ход, чем экономические последствия для России.

Как утверждает Александр Охрименко, немало руководителей, работающих в Украине предприятий с российским капиталом, находятся в дружеских отношениях с украинскими властями:

– На сегодняшний момент, несмотря на всю антироссийскую риторику, на территории Украины много предприятий, контролируемых российским бизнесом. И в силу разных обстоятельств эти предприятия так или иначе сотрудничают с близкими к власти бизнесменами, депутатами Верховной Рады, а также с Петром Алексеевичем (действующим украинским президентом Петром Порошенко. – Прим. РС). Здесь нужно просто разграничить: одно дело – президентские указы, решения СНБОУ об антироссийских санкциях, другое – деньги. Очень много в Украине и международных компаний, за которыми стоят олигархи из России, и эти компании очень успешно у нас развиваются. Потому что они хорошо дружат с украинской властью. Да, так уж сложилось, что российский капитал и украинский, олигархи, – очень прочно переплетены между ними связи. Причем как явные, так и неявные.

Три года назад российские банки контролировали 20% всей банковской системы Украины, сейчас этот показатель снизился до 5%

Три года назад Google опубликовал список крупнейших российских предприятий на территории Украины с обозначением их на карте. Российские СМИ пишут, что по состоянию на 2016-й гражданам РФ принадлежала каждая 10-я компания, работавшая в Украине, а все активы российского происхождения на территории Украины оценивались примерно в 30 млрд долларов. Такие данные опровергает доктор экономических наук, сооснователь гражданской платформы "Нова Країна" Андрей Длигач:

Андрей Длигач
Андрей Длигач

– Эти цифры не вполне достоверны по одной простой причине: граждане РФ, владеющие или имеющие долю в той или иной компании, не факт, что являются полными владельцами. Компания может быть международной, и опосредованно ею могут владеть россияне. Очень сложно установить реальную цифру российских компаний, но явно это не каждая 10-я, их меньше. Если еще три года назад российские банки контролировали 20% всей банковской системы Украины, то сейчас этот показатель снизился до 5%. Дальше: российские компании, которые связаны с потребительскими продуктами, большинство из них превратились в местные локальные, в которых российский капитал если и есть в структуре собственности, то он минимизирован. И большинство таких компаний уже стали международными. Достаточно вспомнить компании сотовой связи: Vodafon, "Киевстар" – они напрямую не являются российскими, ими владеют голландцы, норвежцы и другие. Кроме того, очень многие компании, которые, как нам кажется, представляют российский капитал, являются международными, например, бренд "Простоквашино" принадлежит Dаnonе. То же самое касается и бренда молочных продуктов "Чудо" и подобных. И наконец, очень многими российскими компаниями владеют граждане РФ, получившие "украинскую прописку". И это очень сложный вопрос, например, о гражданстве бизнесмена и депутата Верховной Рады Вадима Новинского (основатель "Смарт-холдинга" Вадим Новинский получил паспорт гражданина Украины в 2012 году из рук тогдашнего главы государства Виктора Януковича и до сих пор, как заявляют в Верховной Раде, остается гражданином РФ, хотя сам Новинский это отрицает. – Прим. РС). Немало предпринимателей, работающих в Украине, имеют гражданство других стран, хотя на самом деле являются российскими бизнесменами. Поэтому сам факт принадлежности компании к российскому бизнесу вчистую не может быть проверен, поэтому очень сложно определить, какие компании могут быть гипотетически национализированы, а какие нет.

– В законопроекте Романа Зварыча речь идет не только о российских, но украинских компаниях, работающих в РФ. Как много таких украинских компаний?

– Достаточно много. Ни для кого не секрет, что и компании группы "Систем Кэпитал Менеджмент" (СКМ) украинского миллиардера Рината Ахметова работают в Ростовской области, под их контролем – шахты. Есть и потребительские компании, но, откровенно говоря, тенденция, которую мы наблюдаем с 2013 года, – владельцы украинских компаний, работающие в том числе и в России, меняют структуру собственности или заводят в собственность кипрские или какие-нибудь другие компании, имею в виду, в российском бизнесе, или же продают свои доли или полностью меняют структуру управления, чтобы отвязать себя от Украины. Причем даже есть и украинские компании, имеющие лидерские позиции на российском рынке, но теперь они напрямую уже не могут быть связаны с Украиной.

Законопроект Романа Зварича предусматривает и возможность национализации имущества российских банков на территории Украины. В прошлом году СНБОУ ввел санкции сроком на год против всех пяти работающих в стране структур российских госбанков: украинских Сбербанка, ВТБ, БМ Банка ("внучка" ВТБ), Проминвестбанка ("дочка" ВЭБа), львовского VS Банка. Им были запрещены любые финансовые операции в пользу связанных с ними лиц, в частности материнских структур. Также банкам было запрещено выводить средства за пределы Украины. А 1 марта СНБОУ поддержал продление еще на год санкций против российских дочерних финучреждений. Уже почти два года они пытаются продать свой бизнес в Украине. Удалось это лишь львовскому VS Банку. В конце 2017-го "Сбербанк – Европа", контролируемый Сбербанком России, завершил сделку по продаже доли в украинском VS Банке группе ТАС бывшего главы Национального банка Украины Сергея Тигипко.

– Действительно, оказалось сложно продать в Украине российские дочерние банки. Покупателей на них нет в нашей стране и тем более за рубежом. Поэтому, скорее всего, их не продадут, а будут какие-то "договорняки", перераспределение собственности или "отжатие" в пользу украинских власть имущих", – прогнозирует Андрей Длигач.

В 2017-м российскому бизнесу все же удалось распродать часть крупных промышленных активов в Украине. В частности, "Лукойл" продал фактически последний свой актив – завод "Карпатнефтехим" (Ивано-Франковская область). А у группы "Евраз" Романа Абрамовича харьковский бизнесмен Александр Ярославский выкупил ГОК "Сухая балка". Также "Евраз" в период 2016–2017 годов продал коксохимический завод "Южкокс" в городе Каменское (бывший Днепродзержинск). В минувшем же году АЗС "ТНК Украина" (более 150 заправок), принадлежавшая "Роснефти", перешла в собственность швейцарской группы Glusco Energy S.A.

XS
SM
MD
LG