Ссылки для упрощенного доступа

"Вы несете нам смерть": местные жители против нового порта в Приморске


Вырубленный лес около Приморска
Вырубленный лес около Приморска

Ситуация под Приморском Выборгского района – на грани взрыва. Местные жители возмущены вырубкой более 200 гектаров защитных лесов и готовы бороться против нового порта, который собирается строить ООО "Приморский УПК". 18 августа состоялся митинг против превращения берега-курорта в портовую промзону.

В последние дни марта через Ермилово и Балтийское повезли в леса тяжелую технику. А через неделю из леса поползли груженые под завязку лесовозы с прикрытыми номерами. Пошли прямо по сельским дорогам, разбивая их вдрызг. Люди испугались – что за спецоперация? Кто поднял топор на лес? Как теперь проехать к домам по разбитым дорогам? Из интернета узнали, что 14 февраля на Российском инвестиционном форуме в Сочи было заявлено о строительстве под Приморском "крупнейшего портового хаба Европы".

В письменных ответах Комитета по природным ресурсам Ленинградской области о строительстве порта – ни слова. В них говорится, что Приморский УПК, арендовавший 265 гектаров лесов, собирается сооружать некие линейные объекты, заготавливать древесину. Чиновники заверили, что все действия – в рамках закона.

Жители не поверили, привлекли экспертов, провели пресс-конференцию в Петербурге. На ней адвокат Международной коллегии адвокатов Евгений Баклагин заявил: "Сплошные рубки в целях заготовки древесины в защитных лесах не допускаются. Что касается линейных объектов, представляющих собой дороги, трубопроводы, линии электропередач: во-первых, проекта на них никто не видел, во-вторых, сплошная вырубка лесных участков площадью 265 гектаров по конфигурации не имеет ничего общего с просеками под дороги или ЛЭП. Полагаю, рубка леса – не что иное, как подготовка площадки к строительству портовых сооружений. И проводилась она до того, как проект порта прошел процедуру публичных слушаний, получил положительное заключение государственной экологической экспертизы и разрешение на строительство. Бизнесмены, форсируя события, нарушили тем самым российское законодательство".

Теперь местные жители готовят обращение в прокуратуру.

Нас обманули

24 июля в Доме культуры поселка Ермилово прошли общественные слушания, посвященные обсуждению оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) Приморского порта. Зал на 250 человек не вместил всех желающих, приехавших из соседних Карасевки, Озерков, Приморска и даже из Петербурга – у многих петербуржцев в этих местах дома. Слушания шли больше трех часов под топот, крики и свист: захлопывали спикера – исполнительного директора ООО "Приморский УПК" Дмитрия Темкина, зачитывавшего презентационные материалы проекта. "Хватит! – кричала публика. – Мы это видели на вашем сайте!"

Общественные слушания в поселке Ермилово
Общественные слушания в поселке Ермилово

– Мой дом находится в километре от будущего порта, – рассказывал житель Балтийского Георгий Свинаредский. – По нашей поселковой дороге прошли многие сотни лесовозов. Согласно муниципальному перечню, она должна быть асфальтированной. После ее фактического уничтожения вы засыпали ее крошкой, теперь дома стоят в пыли. А ведь за спиленный лес УПК получил, по нашим оценкам, более 300 миллионов рублей. То есть компания, еще не вложившись в стройку, получила прибыль, но уже решила сэкономить на людях. Сегодня мы дышим не только пылью, но и запахами нефтепродуктов нефтеналивного порта в Приморске. Защитный лес вырубили! Что будет дальше? Сегодня под Приморском разгорается конфликт между крупным инвестором и живущими на побережье собственниками. Мы первыми пришли на эту землю. Построили дома, вложили деньги, душу. За нами – приоритетное право решать судьбу побережья. И мы не отступим.

Анна Аникеева
Анна Аникеева

– У нас в Карасевке порядка 20 семей, переехавших в рамках программы помощи многодетным и малоимущим семьям, – так начала свой рассказ, поднявшись на трибуну, многодетная мать, жительница Карасевки Анна Аникеева.– В некоторых есть "особые" дети, родители которых перебрались сюда, чтобы их ребятишки могли дышать чистым воздухом. Только так они могут выжить. Власти выделили земли, мы построили дома, и вот, выясняется, что наши дети будут зажаты между угольным терминалом и сортировочной станцией. Нас обманули! Ведь продать дома, переехать куда-то подальше теперь невозможно – они обесценились! Что же это за власть, которая подставляет самых незащищенных?

– Мы приехали в Карасевку восемь лет назад, – говорит Ирина Алсуфьева. – Один ребенок у меня инвалид. Мы ходили в лес за грибами, ягодами. Для нас природа – это жизнь! Этот лес вырубили. Если построят порт, от Озерков до Карасевки природы не будет. Будет смерть. Вы несете нам смерть…

Слово "хаб" звучит гордо

На инвестиционном форуме в Сочи глава Ленобласти Александр Дрозденко и председатель совета директоров ООО "Приморский УПК" Рамис Дебердеев подписали стратегическое соглашение о строительстве портового хаба. "Это самое крупное соглашение… в рамках форума, инвестиции составили 90 млрд рублей. … Оно позволит решить ряд задач не только регионального, но и федерального значения, прежде всего переориентации российских грузов из прибалтийских портов и Финляндии в Приморск", – рассказал Александр Дрозденко в интервью ТАСС.

На сайте Приморского УПК можно прочитать, что новый глубоководный универсальный портовый комплекс в Выборгском районе предусмотрен Схемой территориального планирования Российской Федерации в области развития федерального транспорта. Одобрен к реализации Федеральным агентством морского и речного транспорта и межведомственной комиссией по размещению производительных сил на территории Ленинградской области. Проект вошел в Стратегию социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года и в Долгосрочную программу развития ФГУП "Росморпорт" до 2020 года. Очевидно, что новый порт в Приморске имеет поддержку федеральных и региональных властей. Чтобы войти в территориальные схемы, стратегии и программы развития, иным бизнесам требуются долгие годы. Приморскому УПК помогли справиться с этой задачей в считаные месяцы, если не недели. Может быть, поэтому инвесторы ведут себя столь бесстрашно?

Авторитетная компания

По данным List-Org, зарегистрированное 5 ноября 2015 года в Ленинградской области с уставным капиталом в 200 000 рублей ООО "Приморский УПК" принадлежит пяти физическим лицам: Илье Траберу (26%), Рамису Дебердееву (26%), Владимиру Даниленко (16%), Артему Бегуну (16%), Сергею Пупко (16%).

Заместитель главного редактора интернет-газеты "Фонтанка" Евгений Вышенков, в прошлом сотрудник правоохранительных органов, рассказал, что Илья Трабер, профессиональный советский военный, перешедший в советский общепит, первые деньги заработал в пивбаре на Владимирском проспекте, затем увлекся антиквариатом, открыв знаменитый магазин на Невском, потом создал еще ряд бизнесов, но СМИ до сих пор называют его "Антикваром". В середине 90-х Трабер вместе с Александром Ебралидзе и Геннадием Петровым начал скупать недвижимость в Испании, подав тем самым пример российским чиновникам. По словам Вышенкова, Владимир Даниленко начинал свой путь вместе с Трабером, пережил приключения и рискованные истории 90-х, но всегда оставался преданным Траберу. "По-существу, Даниленко – Санчо Панса Ильи Ильича", – говорит Вышенков.

Вторым по весовой категории журналист считает Рамиса Дербердеева, предпринимателя из 90-х, начинавшего в Кингисеппе, активно занимавшегося внешнеэкономической деятельностью, в частности экспортом леса еще через старый порт Усть-Луга, имевшего тесные контакты с таможней. "Он – игрок. Он – профессиональный спортсмен", – замечает Вышенков. Про Антона Бегуна он говорит, что это "мастер петербургского рынка слияний и поглощений, появившегося 13 лет назад, у него есть связи, опыт, квалификация. Вместе с тем он не столько блистательный адвокат-одиночка, сколько партнер юридической компании, имеющей свою особую стратегию. Словом, Трабер вместе с Даниленко – тяжеловесы, Дебердеев – самостоятельный бизнесмен со своими связями и ресурсами, Бегун и партнеры – некая новая волна, новые участники процесса. Конструкция получилась крепкая", – заключает Вышенков.

… и друг приморских лесов –​ муфлон

Против строительства нового порта выступают биологи.

Анна Доронина
Анна Доронина

– В проектной документации описание растительного мира участка строительства проектируемого объекта и зоны его влияния полностью отсутствует, – заявила кандидат биологических наук Анна Доронина. – Я провожу исследование этой территории с 1999 года, была здесь и в 2018 году, до вырубки, поэтому мне достоверно известно, что в границах участка строительства на болоте на площади около 2,8 га произрастает восковник болотный – кустарник, занесённый в Красную книгу Российской Федерации. В границах участка строительства произрастают также занесённые в Красную книгу Ленинградской области виды – пухонос дернистый и лук-скорода. А если информации в ОВОС нет, соответственно, отсутствуют мероприятия по охране этих видов и среды их обитания, перечень затрат на проведение природоохранных мероприятий. Почему разработчик скрыл эти данные? Потому что не проводил инженерно-экологических изысканий? В любом случае сокрытие можно квалифицировать как подлог данных.

– Представленный общественности ОВОС не соответствует требованиям экологического законодательства РФ, ­– говорит биолог Анна Лосева.

Анна Лосева
Анна Лосева

– В материалах не упомянуты не только редкие растения, но и мероприятия по сохранению исчезающего вида морского млекопитающего, обитающего в Финском заливе, – кольчатой нерпы. Ее популяция сократилась до критического уровня – от ста до двухсот особей. Ключевое место для нее – Березовые острова, на которых нерпа щенится. Танкеры, идущие в порт Приморск, уже отрицательно сказались на ее поголовье. А трафик судов Приморского УПК, находящегося в 4 км от "родильного дома" нерпы, может поставить точку на существовании вида. Уничтожение критических местообитаний для краснокнижных животных и растений является уголовным преступлением в соответствии с 259 статьей УК РФ. Зато в материалах ОВОС говорится о наличии в приморских лесах таких животных, как европейская лань, даже муфлонов – горных козлов, обитающих на территории России только на Кавказе. Скорее всего, ОВОС списывали с какого-то образца, но крайне небрежно и непрофессионально.

– Представленные на публичные слушания материалы ОВОС подготовлены некачественно, – резюмирует адвокат Евгений Баклагин. – Отсутствуют достоверная информация и научные обоснования, на основе которых были сделаны выводы. Не представлены итоги эколого-инженерной, историко-культурной, археологической экспертиз. Такому ОВОС доверять нельзя. Еще яркий пример – маршрут перелетных птиц. Как говорится в ОВОС, "основная их масса Балтийско-Беломорским миграционным путем летит над акваторией западнее, восточнее и южнее" будущего порта. То есть порт еще не построен, а разумные птицы уже старательно облетают пятно застройки. Ради чего пишется такое "наблюдение"? Чтобы доказать, что порт не нанесет пернатым никакого ущерба. Словом, ОВОС сфальсифицирован. Считаю, что такие материалы никак не могут получить положительное заключение государственной экспертизы. Проект в таком виде не может быть реализован.

Чем больше экспорт, тем хуже "социалка"

Лина Епифанцева
Лина Епифанцева

Вот уже около двух месяцев во "ВКонтакте" действует страничка "Против порта в Приморске". Она объединила жителей Ермилова, Балтийска, Озерков, Приморска, Петербурга. Аккаунт создала молодая женщина Лина Епифанцева, проживающая в Балтийском последние 15 лет. С каждым днем число подписчиков группы растет. Лина уверена, что люди не хотят терять своего берега и готовы его защищать.

– До сих пор наши места оставались неосвоенными, – говорит жительница Озерков Мария Масленникова. – Здесь сказочной красоты природа. И это чудо вместе с обитателями хотят укатать в бетон – превратить в экспортный хаб. Мы уже видим, как это делается в Выборгском заливе, где год от года все больше терминалов…

Мария Масленникова не преувеличивает, с начала нулевых в Выборгском заливе построены:

ООО "Транснефть – Порт Приморск", соучредитель ООО "Транснефть – Балтика", крупнейший нефтеналивной российский порт на Балтике, мощностью более 60 млн тонн;

ООО "РПК-Высоцк "ЛУКОЙЛ-II", соучредитель ООО "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт", перевалка нефтепродуктов объемом до 11 млн тонн;

ООО "Порт Высоцкий", учредитель "Сибенко Холдинг Лимитед", перевалка угля и кокса объемом более 8 млн тонн;

"Криогаз-Высоцк" – терминал по производству и отгрузке сжиженного газа, соучредитель ПАО "Новатэк", мощность 660 тысяч тонн;

Магистральный газопровод "Северный поток – 1", соучредитель ПАО "Газпром", мощность около 60 миллиардов кубов газа в год;

"По информации правительства Ленинградской области, "ЛУКОЙЛ" заявил о заинтересованности в строительстве сухогрузного терминала по перевалке кокса, угля и окатышей в Высоцке, – сообщает seanews.ru. – Предполагается, что планируемый грузооборот терминала "СПК Высоцк" на первом этапе к 2021 году составит порядка 7 млн тонн в год, при выходе на полную мощность увеличится до 15 млн тонн".

– По сути, северный берег Финского залива уже превращен в гигантский насос по перекачке сырья на Запад, – считает Марина из Приморска. – А в Приморске нет даже своей автозаправки – люди ездят заправляться за 40 км. На весь Приморский район – единственная машина скорой помощи – больные ждут ее порой по два часа. Из кранов течет непригодная для питья ржавая вода. Не работают очистные сооружения, поэтому вся "хозфекалка" сливается в залив… Да еще "газовые атаки" при загрузке крупнотоннажных танкеров.

Вырубки около Приморска
Вырубки около Приморска

В конце 2018 "Транснефть" отметила миллиардную тонну углеводородов на экспорт, откачанную через порт Приморск. А вот оборудование для улавливания токсичных газов приобрести так и не удосужилась. Так экспортеры относятся к местному населению, объясняя необходимость строительства все новых портов "стратегическими интересами России". Но жители окрестных поселков считают, что Россия – это они. И они готовы к противостоянию с инвесторами, по всей видимости, считающими их досадной помехой для вывоза на продажу нефти, газа и угля.

Митинг против строительства нового глубоководного порта прошел в Приморске 18 августа под девизом "Сохраним северный берег Финского залива!" Собравшиеся потребовали незамедлительно прекратить вырубку леса и любые строительные работы до проведения государственной экологической экспертизы проекта и утверждения Генерального плана Приморского городского поселения. Участники акции призвали провести расследование и привлечь к ответственности виновных в незаконном уничтожении 265 гектаров леса в районе Ермилова; отменить распоряжение правительства Ленинградской области от 14.01.2019 №4-р "О предоставлении лесного участка из категории земель лесного фонда в аренду ООО "Приморский УПК" и расторгнуть договоры аренды; признать несостоявшимися общественные слушания от 24 июля 2019 года, обязав ООО "Приморский УПК" заново провести оценку воздействия на окружающую среду.

XS
SM
MD
LG