Ссылки для упрощенного доступа

"Избавить учителей от унижения". Педагог против агитации в школе


Учитель школы №40 Кургана Юлия Игнатова
Учитель школы №40 Кургана Юлия Игнатова

Преподавательница английского языка Юлия Игнатова обнародовала информацию о том, что директор общеобразовательной школы №40 Кургана Зинаида Волосникова пытается заставить учителей подписать соглашение, запрещающее давать интервью без согласования с администрацией школы.

Эти меры пытаются принять после того, как Игнатова рассказала СМИ о предвыборной агитации в школе, которая противоречит закону. Директор заставляла учителей убеждать родителей голосовать на выборах в городскую думу Кургана за кандидата от "Единой России" Ивана Портнова. Зинаиду Волосникову признали виновной по статье 5.11. КоАП "Проведение предвыборной агитации лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом". В разговоре с Радио Свобода Юлия Игнатова рассказала о том, как она противостоит давлению со стороны администрации школы и почему учителя предпочитают молчать.

– До лета у меня не было конфликтов с директором школы или с администрацией. В августе Волосникова собрала учителей и убедительно попросила их "поработать" с родителями, чтобы они голосовали за единоросса. Меня возмутило такое требование. Тем более директор была председателем окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса. Я отнесла запись в КПРФ, на Волосникову написали жалобу и ее осудили за незаконную агитацию.

– Почему в КПРФ? Вы в ней состоите?

– Я не состою в КПРФ, в других партиях тоже. Я не занимаюсь политикой. Я вижу конкретную проблему и ищу людей, способных помочь ее решить. Я подумала, что раз КПРФ против "Единой России", то там меня поддержат. В КПРФ очень удивились тому, что я согласна предоставить доказательство и пойти в суд. Педагоги нередко жалуются на административное давление, но они чаще всего не готовы открыто бороться. Так мне сказали в КПРФ.

Я не хочу, чтобы нас, педагогов, принимали за безмолвную бесправную массу

– Почему вы приняли решение бороться?

– Мне было обидно за очередное унижение учителей. Я не хочу, чтобы нас, педагогов, принимали за безмолвную бесправную массу. На жалобы учителей родители отвечают: "Вы сами виноваты – своими руками делаете вбросы на выборах, позволяете себя использовать как административный ресурс". Я не понимаю, как мы можем потворствовать "Единой России", если власть делает все для разрушения системы образования. Я, когда публично рассказала о действиях директора, не думала о последствиях, но они не замедлили себя ждать. Сначала у меня забрали классное руководство. Но за меня вступились родители учеников, и руководство классом мне вернули. Начались проверки по жалобам от якобы родителей учеников четвертого класса. Меня обвинили в высокомерном поведении и занижении оценок. После проверок мне вынесли дисциплинарное взыскание, не объяснив ни устно, ни письменно, в чем моя вина. Я не прогуливала, не опаздывала и выполняла все требования в соответствии с моими обязанностями. Я писала жалобы на действия директора в разные инстанции, но получала отписки. Зато в феврале Курганская областная дума наградила Волосникову почетной грамотой. В результате мне пришлось отказаться от преподавания в четвертых классах. Я потеряла около 5 тысяч рублей – четверть моей зарплаты. Затем меня отстранили от работы в школе из-за того, что я не сделала по медицинским показаниям прививку от гриппа. После того, как я рассказала об этом СМИ, администрация приняла справку о медотводе и я вернулась к работе. Школьная администрация продолжает меня проверять, создается впечатление, что директор школы давит на меня, вынуждая уволиться. Сейчас Волосникова пытается заставить педагогов подписать дополнительное соглашение, где есть пункт о запрете давать интервью без согласования с администрацией школы. То есть нам хотят запретить выносить сор из избы. Все учителя, кроме меня, подписали это соглашение. Я считаю этот пункт нарушением права на свободу слова. И я буду отстаивать право учителей на свободное высказывание. В средней школе очень много проблем, и мы не должны молчать об этом. Я познакомилась на митинге против добычи урана в Курганской области с координатором штаба Навального Алексеем Шварцем и вступила в "Альянс учителей".

Судебный приказ в отношении директора школы №40 Кургана Зинаиды Волосниковой
Судебный приказ в отношении директора школы №40 Кургана Зинаиды Волосниковой

– Сколько в курганском "Альянсе учителей" педагогов, кроме вас?

– Пока только один.

– Вы не боитесь потерять работу?

– Я не боюсь потерять работу, так как уверена в себе. У меня есть руки, ноги и голова: я без дела не останусь. Кроме того, я могу рассчитывать на помощь мужа.

– Директор не ответила на письмо с просьбой о комментарии для Радио Свобода. Мне не удалось дозвониться до Зинаиды Волосниковой. Сотрудник школы №40 Кургана сказала, что директор в департаменте образования. Вы пытались обсудить эту ситуацию с директором?

Мы с ней недавно впервые поговорили о нашем конфликте. Ее об этом попросил заместитель главы города. Директор спросила, какая у меня цель. Я ответила, что моя цель избавить учителей от рабского положения. Я объяснила, что нас нельзя использовать как административный ресурс и с нашим мнением надо считаться. Жалобы я пишу только в ответ на преследования со стороны администрации школы. Директор ответила, что я неправильно на все реагирую.

Я ответила, что моя цель избавить учителей от рабского положения

– Педагоги вас поддерживают?

Возможно, где-нибудь в укромном месте за чашечкой чая поддерживают. Я на это надеюсь. У меня хорошие рабочие отношения с коллективом. Лишь один-два учителя со мной перестали общаться. Я понимаю своих коллег: ими движет страх за будущее, который сковал многих людей в нашей стране. Учителя уверены, что они, маленькие люди без связей и больших денег, ничего не смогут изменить. У многих педагогов огромная нагрузка, кредиты, которые надо вовремя выплачивать. Учителя бегут по замкнутому кругу, подавленные разными обязательствами. У коллег нет сил и времени на борьбу. Бедность и страх мешают педагогам защищать свое достоинство. На днях всех педагогов, кроме меня, собрали в кабинете и показывали ролик, который обо мне сделал штаб Навального. Заместитель директора говорила, что я порчу имидж школы и не могу успокоиться. Но коллеги, я уверена, понимают, что не я заставляю их голосовать за "Единую Россию" и не я делаю так, что цели учителей и власти в том, что касается образовательного процесса, расходятся.

– Какие конкретно проблемы вы видите в средней школе?

Чиновников интересуют только многочисленные отчеты, а не настоящие проблемы педагогов и учеников

Я могу говорить пока только о своей школе. Я работаю в обычной школе, где учатся дети рабочих, продавцов, уборщиц, воспитателей. У меня создается впечатление, что власть не заинтересована в качественном массовом образовании. Образовательный процесс часто отражается только на бумаге. Такое ощущение, что чиновников интересуют лишь многочисленные отчеты, а не настоящие проблемы педагогов и учеников. Чиновников не волнует, что учителя перегружены работой. За зарплату 30 тысяч рублей они вынуждены брать две ставки, проводить уроки много часов подряд. В результате педагоги выгорают, болеют, теряют любовь к своему предмету. Например, в штате нашей школы недостаточно преподавателей английского. Я не гонюсь за деньгами, я хочу тщательно готовиться к урокам. Но нагрузка, которая ложится на преподавателей английского, не позволит мне сократить часы ради качества работы. Другая проблема в нашей школе больше не разделяют младшие классы на подгруппы для изучения английского языка. Насколько мне известно, директор может разделить группы, но не делает этого. В больших группах очень трудно и преподавать язык, и получать знания. В группах английского языка должно быть максимум 12 человек, а в нашей школе учеников на уроках английского в два раза больше. В начальной школе надо создать условия, поддерживающие интерес детей к языку. Формирование мотивации это самое главное в процессе обучения. Я хочу, чтобы у моих учеников на уроке глаза горели, чтобы им было интересно. Для этого у учителя должна быть возможность уделить время каждому ученику.

– Как вы мотивируете учеников?

Приказ о дисциплинарном взыскании
Приказ о дисциплинарном взыскании

– Ученики старших классов однажды сказали мне, что они не хотят учить английский, потому что за границу они уезжать не собираются. Я не стала на них давить. Я им объяснила, что изучение языка тренирует память, формирует навыки работы с информацией, расширяет кругозор и открывает новые перспективы. Мне удалось убедить детей, они прекратили "бунтовать" и сейчас учат английский с интересом. Еще меня расстраивает, что я не могу на уроках использовать современные технологии и интернет. XXI век на дворе, а для нас ​проектор это роскошь. Меня огорчает такая ситуация, потому что учитель должен, на мой взгляд, не только давать знания, но и показывать ученикам перспективу. Среди моих учеников есть дети из семей, где не принято желать многого. Такие дети смотрят на родителей и тоже ничего не

хотят. А мне хочется, чтобы мои ученики верили, что они могут больше и достойны лучшего. Я хочу, чтобы мои ученики воспользовались шансом выучить язык и благодаря этому изменили бы свою жизнь. Хороший английский это возможность сделать карьеру, путешествовать, легко общаться со всем миром. Я стараюсь как можно больше говорить на английском во время уроков и приучаю детей слушать английскую речь. Я показываю им фильмы на английском, мы обсуждаем, как устроена жизнь в англоязычных странах. Для меня очень важно организовать на уроке языковую среду. Да, наша школа не престижный лицей для элит, но наши дети тоже должны повышать свою планку ожиданий.

– У меня создается ощущение, что вы в систему среднего образования пришли недавно. Это правда?

Да, я начала работать в школе ровно 4 года назад. Я долгое время была специалистом по продажам, работала с корпоративными клиентами. В какой-то момент я поняла, что мне это надоело. Я решила начать работать по профессии. Я сделала этот осознанный выбор не потому, что у меня нет других возможностей, а потому что я люблю английский язык и мне нравится учить. Я человек не из системы, но я бы хотела остаться в системе образования и изменить ее в лучшую сторону.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG