Ссылки для упрощенного доступа

"Надо было в Крым ехать". Пандемия и защита прав человека

Граждане из республик Средней Азии, которые не могут вылететь из России после закрытия границ. Аэропорт Внуково, 24 марта 2020 года

Активисты международной правозащитной организации "Агора" создали оперативный штаб правовой помощи в связи с пандемией COVID-19. За несколько дней на горячую линию юридической помощи обратились более 150 человек. Больше всего обратившихся интересуют вопросы, связанные с изоляцией в рамках карантина, и ответственность за её нарушение. Кроме того, помощи правозащитников ждут граждане, которые не могут въехать в страну или выехать из России в связи с ограничительными мерами. Также россияне интересуются процедурой возврата денег за отменённые туристические поездки и несостоявшиеся авиаперелёты.

Юристы "Агоры" консультируют граждан по телефону и через социальные сети бесплатно. Они уже столкнулись со случаями, когда людей принудительно госпитализировали, несмотря на отрицательные результаты тестов на коронавирус, штрафовали за вынос мусора, использовали систему распознавания лиц, удерживали в карантине без соответствующего решения. Адвокаты говорят, что в последние дни ситуация осложнилась.

Российские туристы, вернувшиеся из Китая 5 февраля

О том, как организована работа штаба Международной "Агоры", Радио Свобода рассказал пресс-секретарь организации Вадим Мещеряков:

Люди много спрашивают про карантин и госпитализацию

– Мы не могли остаться в стороне, поскольку пандемия коснулась огромного количества людей. Это и туристы, которые хотят отменить свои путевки, и люди, которые не могут вернуть свои деньги за купленные авиабилеты. Мы решили вести этот проект, потому что на тот момент в России не было единого штаба по юридической помощи гражданам – ни государственного, ни какого-нибудь другого. Мы открыли штаб 19 марта, за это время к нам по телефону, в ватсап и телеграм поступило более 150 сообщений.

Люди много спрашивают про карантин и госпитализацию. Например, вопросы такого характера: я прилетел из такой страны, нужно ли мне самоизолироваться, могут ли меня госпитализировать, какими документами оформляется госпитализация? Могу ли я выходить на улицу, если я на домашнем карантине? Что мне будет грозить, если я выйду на улицу? Вторая тема, которая в эти минуты вызвала шквал сообщений, – вопросы по отмене туристических путевок, возврату стоимости туров, авиабилетов и так далее. Мы готовим большой разъяснительный материал на эту тему, в ближайшее время он появится в нашем телеграм-канале.

Система просто разрушает семьи

Еще одна сложная тема, с которой мы пытаемся помочь, – это проблема тех людей, у которых нет российского гражданства, но есть серьезные экономические и семейные связи в Россией. Сейчас они не могут въехать в страну. К нам обратились несколько человек – граждане Казахстана, которые не могут въехать, даже если у них есть вид на жительство или право на временное проживание. Система просто разрушает семьи. На таможне этих людей просто не пропускают, они находятся в транзитной зоне. Такая же ситуация и с гражданами Украины и Молдовы. Десятки человек находятся в карантинной зоне аэропорта Внуково, – рассказал пресс-секретарь Международной "Агоры" Вадим Мещеряков.

Один из таких людей – 31-летний гражданин Украины Антон Щербина, который давно живёт и работает в Москве. Несколько дней назад он вместе с женой вернулся из Черногории и застрял в транзитной зоне аэропорта Внуково:

Исход моего дела пока непонятен

– Я нахожусь в так называемой стерильной зоне аэропорта Внуково, зона международных вылетов, терминал А. Кто-то "зависает" здесь на пару дней, а потом каким-то образом улетает в страну, которая указана у него в паспорте. Кто-то здесь, как я, надолго, потому что исход моего дела мне непонятен. У меня жена россиянка. Я здесь живу и работаю. После того как мы прилетели из Черногории, её пропустили на территорию России, а меня нет. Здесь находятся люди, прилетевшие из Доминиканской Республики, из Таиланда, из других стран. Они прилетают в Россию и сталкиваются с той же проблемой: семья у них здесь, а их не пропускают по причине вышедшего постановления правительства РФ об ограничении въезда в страну.

–​ Как вы спите, что едите, как все организовано? Какая-то помощь вам оказывается?

За последние двое суток кормили только три раза

– Я здесь уже пятый день. Формально за нас отвечает авиакомпания. Мы прилетели рейсом авиакомпании "Победа". Качество предоставляемой еды зависит от авиакомпании. Она бывает разная, и здесь тоже бывают нарушения. В соответствии с международным правом горячая еда должна предоставляться каждые пять часов. Но за последние двое суток моя жена получила только три письма с техническим билетом, который авиакомпания выписывает, чтобы нас покормить. За последние двое суток таких писем было три, соответственно, за двое суток, за 48 часов, кормили только три раза. Ну, мы тут кое-как выживаем, от других авиакомпаний иногда что-то перепадает. К тому же есть определённые методы, как через сотрудника аэропорта или сотрудника авиакомпании нам что-то передать.

–​ И сколько вы еще там будете находиться?

Основная проблема, что никакой информации от них не получишь, все боятся каких-то вышестоящих органов

– Нам ничего не говорят. Основная проблема, что никакой информации от них не получаешь, все боятся вышестоящих органов. Решение, выпустить нас или нет, принимает погранслужба. Если я сейчас пойду на поводу у авиакомпании с её предложением улететь в Украину втридорога, то дальнейшие перспективы мне непонятны. Как мне потом воссоединиться с семьей в связи со складывающейся ситуацией? Непонятно, как в государствах будут дальше развиваться события. Мы молодожены, это был наш свадебный отдых, я планировал по приезде заняться бюрократическими вопросами – делать вид на жительство и так далее, чего мне сейчас не хватило, чтобы меня пропустили, – рассказал Антон Щербина, который находится на связи с адвокатами "Агоры".

Юристы "Агоры" пытаются помочь и гражданке России Алисе, которая находится вместе с подругой в Таиланде. Она обратилась к правозащитникам через телеграм, потому что помощи на месте получить не может. Свою историю Алиса рассказала Радио Свобода:

Нам сообщили, что нас не посадят в самолет, потому что Сингапур ввел ограничения

– Мы с подругой были на острове Панган в Таиланде, когда началась история с закрытием границ. Примерно 17 марта мы планировали пересечь границу с Малайзией, но узнали, что она закрыта. Тогда мы начали думать, куда лучше поехать, так как тайский штамп у нас заканчивается 23 марта, а билет в Москву у меня на 5 апреля, а у Яны на 27 марта. Мы решили ехать на Бали до отъезда (так как просто скататься туда-обратно неоправданно дорого). В связи с тем, что Бали 20-го числа ужесточает въезд и отменяет визу по прибытии, 18-го мы собрали вещи, не дожидаясь окончания срока аренды нашего домика, сели на вечерний паром до Сурат-Тхани и уже на пароме начали смотреть билеты на самолёт.

Оказалось, что есть всего один вариант, чтобы лететь не через Малайзию и при этом успеть улететь на Бали 19 марта – это рейс Краби – Сингапур – Бали. Мы купили два билета за 19 и 12 тысяч рублей (первый с багажом). Вылететь должны были 19 марта в 10 утра из аэропорта Краби. Единственный способ добраться до аэропорта вечером – это такси, но так как наш паром ещё и отставал от расписания на 40 минут, пришлось взять минивэн на 8 мест (на двоих это 4 тысячи бат). Ночевали в аэропорту на скамейках, утром пошли на регистрацию – сотрудники Air Asia сообщили нам, что не посадят нас на самолёт из-за того, что Сингапур ночью ввёл ограничения.

В окошке авиакомпании Air Asia нам объяснили алгоритм возврата через чат с ботом, который, как потом уже выяснилось, все время выдаёт ошибку либо отправляет в live chat, где можно часами наблюдать надпись "ожидайте". Вторая авиакомпания, Jet Star, которой мы должны были полететь из Сингапура, к диалогу недоступна, и никаких других вариантов рассмотреть нашу заявку, кроме живого чата, не поддерживает.

Нам объяснили, что раз рейсы в Россию летают, значит, мы не застрявшие, никто не будет нам содействовать, надо было в Крым ехать, и все было бы хорошо

Так мы потеряли около 42 тысяч рублей на двоих – не считая расходов на жильё. После этой ситуации мы остановились в Краби на пару дней подумать, что делать дальше. За это время наши рейсы в Москву отменили. Опять неизвестно, сколько ждать возврат средств. До нас дошла информация, что в Пхукете продлевают право пребывания застрявших иностранных граждан на 30 дней бесплатно. Всё, что нужно, – справка из посольства. Денег у нас к этому времени осталось совсем немного, добраться до Пхукета стоит примерно 2 тысячи рублей с человека, поэтому мы решили арендовать байк. 23 марта утром мы поехали по двум возможным адресам консульств РФ на Пхукете – все они больше не принимают граждан. По телефону объяснили, что рейсы в Россию ходят, значит, мы не застрявшие, – и никто не будет нам содействовать, надо было в Крым ехать отдыхать, и все было бы хорошо. Но рейсы в Европу тоже не отменены, однако посольства других стран проявили заботу о своих гражданах и помогли им переждать это время там, где они и находятся. ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения. – РС) не рекомендует сейчас летать и находиться в местах скопления народа.

Продлили сейчас свой штамп на семь дней, до 30 марта, за 2 тысячи бат и думаем, что делать дальше. Итого – убытков около 50 тысяч рублей, денег осталось на пару дней жизни. Взяли автобус до Бангкока сегодня, поедем до офисов авиакомпаний лично.

У Яны удалённая работа – она дождется аванса и будет пробовать улететь в Россию. Но всё очень быстро меняется, так что неизвестно, что на самом деле нас ждёт. Завтра в Таиланде вводится режим ЧП, – рассказала Алиса.

Туристы в Египте

Адвокат Международной "Агоры" Станислав Селезнев говорит, что таких сообщений в оперативный штаб правовой помощи приходит все больше, и советует всем быть на связи с юристами:

Посольство России в Таиланде фактически закрылось и никого не принимает

– Огромное количество вопросов со стороны граждан, которые остались за рубежом и не совсем понимают, как им быть с учетом отмененных рейсов. К примеру, случай такой: человек находится в Таиланде и не может оттуда вылететь. Посольство России в Таиланде физически закрылось и никого не принимает. Туроператор направляет в Министерство иностранных дел, МИД – в посольство, посольство – к туроператору и в министерство. То есть человек не может понять, что ему делать. В самое ближайшее время у нас на канале выйдет подробный совет для людей, которые оказались в подобной ситуации. Кроме того, поступает большое количество обращений от людей, которые находятся на карантине. Как правило, они госпитализированы добровольно. Люди добровольно сообщили о себе, госпитализировались, находятся в условиях карантина, но не получают никакой информации. Либо информация противоречивая – они сдали какие-то анализы, прошли большие сроки, у кого-то три, четыре, десять, пятнадцать дней, и их не выпускают, не сообщают никакой информации о том, положительные или отрицательные анализы.

–​ Как им помочь?

Врачи и медсестры сами не знают, что делать, – мы видим серьезную неразбериху

– Мы разъясняем людям, что у них есть право на получение информации о состоянии своего здоровья. Это 19-я статья закона "Об охране здоровья граждан". Но люди жалуются на то, что медсестры и врачи сами не знают, что делать, какую информацию выдавать, какую не выдавать, через сколько кого выпускать. То есть мы видим достаточно серьезную неразбериху. Все разъяснения, которые мы публикуем в телеграм-канале "Штаб правовой помощи при эпидемии", не содержат никакой секретной информации. На самом деле все эти сведения должны были бы предоставить людям Ростуризм или Министерство здравоохранения, но они пока этого не делают или делают не в полном объеме, – говорит адвокат Международной "Агоры" Станислав Селезнев.

24 марта Ростуризм сообщил, что все находящиеся за рубежом организованные российские туристы вернутся домой до 31 марта. За прошедшую неделю их число сократилось почти вдвое. В ведомстве уточнили, что сейчас за рубежом находятся 57 800 россиян, которые оформили поездки через туроператоров. Большинство таких туристов возвращаются в Россию из стран Юго-Восточной Азии, государств Карибского бассейна и Турции.

По поводу самостоятельных туристов в ведомстве сказали, что пытаются помочь им совместно с МИД России.

19 марта Ростуризм рекомендовал гражданам России временно воздержаться от поездок за рубеж – в связи с распространением коронавирусной инфекции.

Компания "Аэрофлот" 24 марта сообщила, что на фоне пандемии до мая приостановит выполнение полетов во Вьетнам, Таиланд, Турцию, Объединённые Арабские Эмираты и на Кубу. Кроме того, до 30 апреля "Аэрофлот" сократит частоту рейсов в Нью-Йорк, Мале (Мальдивы) и Бангкок.

С учетом ранее приостановленных рейсов маршрутная карта компании в Европу сейчас состоит из рейсов преимущественно в столицы государств: в Брюссель, Лондон, Берлин, Дублин, Мадрид, Рим, Амстердам, Женеву и Париж.