Ссылки для упрощенного доступа

Невоенные пленные


Украинская православная церковь Московского патриархата подала списки для нового обмена пленными по принципу "10 на 10", об этом сообщил предстоятель УПЦ митрополит Онуфрий, на встрече с освобожденными украинскими военнослужащими. 27 декабря 2017 года около Горловки в Донецкой области состоялся крупнейший за время конфликта на востоке Украины обмен пленными – ополченцы освободили 73 граждан Украины, а представителям самопровозглашенных ДНР и ЛНР были переданы 306 человек. Обмен пленными – это шаг вперед в разрешении конфликта, но не стоит забывать о тех, кто юридически не является военнопленным, но фактически стал заложником, – о политических заключенных.

Дело одного из них, украинского журналиста Романа Сущенко, российский суд может начать рассматривать по существу уже в январе. Вероятность этого не исключает адвокат Сущенко Марк Фейгин:

– На данный момент из десяти томов дела мы вместе с моим подзащитным ознакомились с восемью томами, с девятым сейчас знакомимся. Скорее всего, окончательно ознакомление с материалами дела и вещественными доказательствами завершим после праздников. Я допускаю, что где-то 20 января дело будет передано в прокуратуру, которая, я думаю, очень быстро утвердит обвинительное заключение. Так что до конца января дело точно поступит в суд и, возможно, уже будут назначены предварительные слушания.

Марк Фейгин на суде по делу Ильми Умерова
Марк Фейгин на суде по делу Ильми Умерова

– ​В прошлом году родственники украинских заключенных в преддверии визита Владимира Путина во Францию направляли обращение Эммануэлю Макрону с просьбой затронуть тему украинцев на встрече с российским президентом. Следует ли ждать каких-то позитивных сдвигов в этом направлении?

– Вообще, надо сказать, что процесс уже начался где-то осенью 2017 года. Я имею в виду обмен на двух оперативников бывшего главы Бахчисарая Ильми Умерова и Ахтема Чийгоза, которые были осуждены в сентябре в Крыму. И в Киеве уже звучат заявления о том, что процесс переговоров и дальнейших обменов продолжится. Российские граждане, которые осуждены в Украине, такие как Агеев, например, которого сейчас судят в Старобельске Луганской области, другие люди, они не попали в список на обмен именно потому, что Киев намеревается менять их на тех граждан Украины, которые осуждены и находятся под следствием в России. Сущенко к ним точно относится. Так что переговоры продолжаются. Насколько я понимаю, часть из них идет в трехсторонней контактной группе с участием Медведчука, а какая-то идет и с участием международных посредников. Во всяком случае, в истории с Сущенко роль президента Макрона чрезвычайно высока по понятным причинам – Сущенко работал в Париже шесть лет постоянным корреспондентом агентства "Укринформ". И в этом смысле, конечно, этот вопрос французской стороне не чужой, – сказал Марк Фейгин в интервью Радио Свобода.

Роман Сущенко
Роман Сущенко

О том, что украинский журналист Роман Сущенко находится в российской тюрьме, стало известно благодаря членам Общественной наблюдательной комиссии за местами принудительного содержания граждан. В состав той московской комиссии входила журналист Зоя Светова. Сегодня Светова, уже не будучи членом ОНК по Москве, продолжает следить за судьбой тех, кто оказался заложником российско-украинского конфликта. В декабре Зоя Светова отправила письмо кинорежиссеру Олегу Сенцову в колонию, но ответа до сих пор не получила – это может означать, что Сенцов переведен в другое место, например в Москву, для предстоящего обмена.

– Я действительно ему отправила письмо по электронной почте, и очень долго не приходило подтверждение, что письмо доставлено, но все-таки потом, дней через пять, пришло уведомление, что мое письмо прошло цензуру и направлено адресату. Но Олег мне так и не ответил. Я знаю, что он не любит отвечать на электронные письма и предпочитает писать обычные письма. Но у меня была надежда, что Олега, возможно, отправят в Москву для вероятного обмена и помилования. Но пока нет никакой информации об этом. И скорее всего, он по-прежнему находится сейчас в поселке Лабытнанги, в ИК-8 строго режима, в Ямало-Ненецком автономном округе, куда его перевели в конце сентября – начале октября. Александр Кольченко, который вместе с Сенцовым проходил по тому же делу, продолжает отбывать срок в Челябинской области. В общем, ничего не изменилось, пока никого из них в Москву не перевезли для возможного какого-то обмена или помилования.

Олег Сенцов
Олег Сенцов

– Те украинские граждане, которые находятся в российских тюрьмах, не подпадают под категорию военнопленных. Можно ли их назвать политическими заложниками?

Обычно обмен происходит через помилование

– Конечно. И насколько я знаю, мне кажется, эти политические заложники или политические заключенные не фигурируют в Минских соглашениях. Там вроде бы идет речь об обмене людей, которые участвовали в военном конфликте на востоке Украины, с двух сторон. Хотя мне казалось, что всегда между Украиной и Россией речь все-таки шла о возможности обмена политических заключенных, и мы знаем, что Надежду Савченко обменяли на двух российских военнослужащих, которых задержали на востоке Украины. Потом так же обменяли Геннадия Афанасьева и Юрия Солошенко. И в последнее время идут разговоры о том, что этих самых украинских политических заключенных, которые сидят в наших российских тюрьмах, должны обменять на российских военнослужащих, которых сейчас судят на Украине. Обычно обмен происходит через помилование, то есть Путин должен подписать указ о помиловании, и для этого даже не нужно никакой просьбы с их стороны, а в Украине президент Порошенко должен помиловать российских военнослужащих, которых осудили к каким-то определенным срокам.

Зоя Светова
Зоя Светова

– Незадолго до обмена Ильми Умерова и Ахтема Чийгоза была встреча Эрдогана и Путина. Учитывая, что в Турции большая и влиятельная община крымских татар, а Умеров и Чийгоз были отправлены сначала в Турцию, вероятно, было некоторое давление со стороны Турции. С какой стороны сейчас можно ждать давления на российские власти, чтобы остальные украинские заложники были отпущены?

Освобождение украинских граждан было бы актом доброй воли со стороны России в преддверии чемпионата мира

Я бы в данном случае употребила скорее слово "посредничество", потому что мы знаем, что российская власть не приемлет никакого давления. Хочется надеяться на какие-то непрямые переговоры Порошенко и Путина, которые бы помогли закрыть эту позорную страницу в истории российско-украинских отношений, когда люди сидят по сфабрикованным делам в российских колониях. Мы знаем, что есть и важные действующие лица этого процесса. Например, Виктор Медведчук, который, насколько я знаю, участвовал в обмене Юрия Солошенко и Геннадия Афанасьева, чуть ли не сам был в Лефортово. Кроме того, сейчас Россия стоит на пороге двух крупных событий – это президентские выборы и чемпионат мира по футболу. И что бы мы ни говорили, ни думали о том, что российская власть, в общем-то, не приемлет никакого давления, все-таки чемпионат по футболу – большое событие, важно, чтобы "наши западные партнеры" приехали в Россию. И тут в качестве условия можно было бы настаивать на освобождении политических заключенных – украинских граждан в России и российских в Украине. Это было бы, мне кажется, актом доброй воли, сказала Зоя Светова

По разным данным, украинских граждан, которые находятся в российских тюрьмах, сегодня около трех десятков.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG