Корреспондент Радио Свобода сообщает, что вокруг Пушкинской площади и Новопушкинского сквера уже стоят автозаки и дежурят сотрудники Росгвардии. Правда, пока их меньше, чем на предыдущей протестной акции в Москве - в поддержку журналиста Голунова.
Председатель Мосгоризбиркома Валентин Горбунов обвинил Любовь Соболь в давлении на избирательные комиссии.
"Она в сетях заявляла, что к ней предвзято относятся, - заявил Горбунов. - Между тем, у неё признаны недействительными 725 подписей, а сначала обсуждалось 975, то есть ей простили 250 подписей — там, где были незначительные исправления".
По словам Горбунова, у Соболь в подписных листах есть умершие люди, граждане, проживающие в других избирательных округах и проживающие в Москве по временной регистрации.
Глава Мосгоризбиркома призвал независимых кандидатов доказывать свою правоту юридическим путём. Он отметил, что в комиссии ко всем кандидатам "относятся доброжелательно"
А вот что оппозиционный политик Владимир Милов рассказывает о "готовящихся провокациях против независимых кандидатов в Мосгордуму":
"Примерно в середине июня в нашем штабе ко мне подошел один из наших сборщиков подписей, и очень взволнованным голосом попросил отойти в сторону с ним поговорить. Я его раньше не знал. (Все его данные у нас есть, но раскрывать их тут я не буду.)
Он сказал мне, что прийти в мой штаб ему предложили знакомые, но он не представлял, чем они ему предложат заниматься - а когда понял, решил, что это подло и он не хочет это делать и участвовать в провокации сборщиков-рисовщиков, куда его пытались вовлечь вот эти знакомые.
Эта засланная группа должна была заниматься в моем штабе следующим: не просто подделывать подписи избирателей, но подделывать их по заранее составленным спискам, куда входили:
1) умершие люди,
2) заведомые политические противники Милова, которые никогда бы за него не подписались, а после сдачи подписей обьявили бы на камеру, что их подписи подделаны.
Молодой человек сообщил, что этой бригаде поставлена задача нарисовать таких "особо токсичных" поддельных подписей не менее 400 для каждого оппозиционного кандидата.
Он сдал нам всю их сеть, которую мы особо тщательно проверили на рисовку. Рисовка была довольно очевидной и подтвердилась. Мы решили не сообщать о вскрытой схеме до поры до времени, чтобы притупить бдительность собянинских. Но упомянули в постах, что выявили некую рисовку, без особой конкретики.
Вся вскрытая молодым человеком бригада тут же исчезла и больше не появлялась. Мы, естественно, их подписи использовать не стали.
Но тут важно вот что. Ребята из этой бригады не просто тупо пришли порисовать подписи за деньги. Они проявили недюжинные актерские способности, чтобы разыграть из себя ярых оппозиционеров и убедить нас, что они "свои". Убежден, что оплачивалось это все по сильно повышенному тарифу, раз они так старались.Т.е. бюджет у всей этой операции был очень большой.
Мораль: ждите в ближайшие дни обьявлений о подобного рода провокациях против независимых кандидатов в Мосгордуму, и узнайте в этих новостях только что рассказанную мной схему. Нам повезло, один из участников засланной бригады оказался честным человеком и сдал своих подельников. Но не исключено, что не всем кандидатам удалось их заловить".
За два часа до начала акции о своём участии в ней в соответствующей группе в Фейсбуке объявили около двух с половиной тысяч человек. Ещё четыре с половиной тысячи заявили, что акция их "интересует".
Скандалы с поддельными подписями начались еще в июне. Сначала оппозиционеры сообщили, что за них собирают голоса фальшивые сборщики. Илья Яшин написал в Фейсбуке, что такая сборщица с фальшивым подписным листом попросила его поставить подпись за него самого. Она рассказала, что ей предложили собирать подписи за Яшина и обещали по 250 рублей за каждую. Дмитрий Гудков сообщил о лжеволонтере его штаба с фальшивыми подписными листами. Константин Янкаускас рассказал о примерно 50 фальшивых сборщиках с поддельными подписными листами.
Вскоре после этого оппозиция обнаружила целый штаб по подделке подписей за их оппонентов. По словам сторонников Навального, там фальсифицировали подписи за выдвижение в кандидаты в депутаты Мосгордумы народного артиста России Андрея Соколова, бывшего лидера партии "Яблоко" Сергея Митрохина и самовыдвиженца Анатолия Юшина. Все они собираются выдвигаться по 43-му округу Москвы, по которому в Мосгордуму идёт юрист Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь. Кроме того, по заявлению штаба Навального, офис, располагающий базой паспортных данных москвичей, "рисует" подписи в помощь кандидатам от округа №45, где баллотируется Илья Яшин, в частности – Никите Остранкову, идущему на выборы от партии "Коммунисты России", и депутату Мещанского района от "Единой России" Алексею Ретеюму.
Политолог Александр Кынев заявил в интервью Радио Свобода:
– Решение в любом случае будет политическим. При желании можно забраковать практическую любую подпись. Готова ли будет власть регистрировать оппозиционных кандидатов, будет зависеть от множества факторов. Это и анализ общественной ситуации в городе, насколько будут велики политические риски дестабилизации, если действительно будут не допущены популярные, рейтинговые кандидаты. Это и личные предубеждения некоторых чиновников. Не секрет, скажем, что у тех или иных федеральных политиков есть личные враги, те, кто против них выступал, публиковал какие-то доклады, и в их отношении действия носят характер политической мести. Если бы решения принимались только рационально, на мой взгляд, оппозиционеров должны были бы зарегистрировать. Потому что, в принципе, если мы посмотрим линейку кандидатов, во всех округах есть "спойлеры", то есть однотипные кандидаты, направленные на распыление голосов. Зачем нужны спойлеры, если вы не регистрируете того, против кого эти спойлеры направлены
"Самое главное нарушение, происходящее сейчас на московских выборах: проверка сбора подписей.
По закону любой кандидат может присутствовать при проверке подписей любого кандидата.
Это строгое правило, из которого нет исключений.
На практике Собянин делает так: подписи независимых кандидатов бесконечно проверяет огромная группа графологов, экспертов-криминалистов и тд.
Например, подписи Ивана Жданова и Любови Соболь проверяют уже ПЯТЬ дней.
А вот подписи "самовыдвиженцев Единой России" проверяют моментально, в полной тайне. Пока никто не смог поприсутствовать и посмотреть, что же за подписи там такие.
И вот Соболь исхитрилась и увидела только ПАРУ ЛИСТОВ этих подписей.
После чего её штаб прошёл по указанным квартирам с вопросом: вы действительно за такого подписывались?"
Оппозиционный политик Дмитрий Гудков так описывает механизм, с помощью которого избирательные комиссии отказывают кандидатам:
"Около трети из 1073 забракованных подписей – это необоснованные претензии к адресам сборщиков. Это отбивается точно. 390 подписей – несоответствие с данными МВД и ГАС "Выборы". Этих людей мы найдём в ближайшее время. Уже найдены ошибки оцифровщиков ОИК при вводе. Например, запрос "Филимонова Дмитрий Владиславович". Или в имени вместо "Марины" – "Мирина". В базе данных никаких Мирин нет. На глаз, такой хрени – треть из 390. Многие данные не соответствуют из-за формата написания адреса – корп. вместо дроби или был дом 2, а стал 2к1 и тп. Это все тоже отбивается".
Популярный журналист Юрий Дудь написал:
Уже месяц наблюдаю за выборами в Мосгордуму. Начал делать это после интервью Спортса с Дмитрием Булыкиным – бывшим футболистом и одним из кандидатов на депутатство от Хамовников. Этот разговор – просто фельетон про то, что за люди катапультируются во власть в сегодняшней России.
Все это время выборы казались совершенно локальной историей, но последние дни, кажется, вполне глобально ответили на вопрос, почему же у нас все через жопу.
5000 подписей, необходимых для участия в выборах, собрали аж полтора десятка независимых кандидатов: Гудков, Яшин, Соболь и другие. Теперь, когда эти подписи надо проверить, государство включило динамо-машину и пытается признать часть этих подписей фальшаком и соответственно не допустить их на выборы.
Так вышло, что много лет я провел где-то неподалеку от русского футбола. И вполне четко зафиксировал, что может происходить с человеком, лишенным конкуренции. Когда вокруг тебя только госбабки, незаинтересованные в настоящем бизнесе менеджеры, лимит на иностранную рабочую силу и лакеи среди ближнего круга, ты в лучшем случае растворяешь свой талант и не делаешь никаких великих дел, в худшем – еще и размахиваешь стулом в Кофемании.
Пардон, что про себя, но в том числе под влиянием русского футбола я всегда от души радуюсь приходу на ютуб каждого нового коллеги. Шихман, Ещенепознер, Пивоваров, Собчак – очень круто, что они теперь тоже здесь, потому что при такой конкуренции меньше вариантов расслабиться и больше – учиться, прибавлять и делать что-то действительно стоящее.
Давно не удивляет, что никакой оппозиции нет на самых высоких этажах русской политики. Но по беспределу не допускать конкурентов даже на городские выборы (которые совершенно не факт, что конкурент выиграет) – это просто фаталити; паранойя маниакально не уверенных в себе людей. А когда вокруг тебя только госбабки и лакеи, уже не так удивительно, что ты размахиваешь стулом вокруг себя, а другим стулом всегда готов дострелить до Флориды.
Поэтому когда в следующий раз любимый блогер или поп-артист будет облучать вас тезисом про то, какие сильные у нас государство и лидеры, просто вспомните, что эти государство и лидеры делают с любым мнением, кроме своего.
И не удивляйтесь, когда в один прекрасный день с вашим мнением они поступят точно так же.