Ссылки для упрощенного доступа

"Душить по всем фронтам". Сезон охоты на оппозицию открыт


Алексей Навальный голосует на выборах 8 сентября в Москве
Алексей Навальный голосует на выборах 8 сентября в Москве

Минюст внес на этой неделе Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального в список "иностранных агентов". В ФБК считают, что это очередная попытка властей остановить деятельность сторонников оппозиционера. Вскоре после этого движение "За права человека" и его главу – правозащитника Льва Пономарева – оштрафовали за неисполнение закона об иностранных агентах. Пономарев уверен, что это следствие роста общественной активности и попытка задушить независимых правозащитников. Эксперты и оппозиционеры опасаются нового этапа "охоты на ведьм" со стороны российских властей.

Электоральный цикл 2019 года закончился, но власти уже начали готовиться к думской кампании 2021 года и даже президентским выборам 2024-го. В движении в защиту прав избирателей "Голос" не сомневаются, что действия Минюста в отношении ФБК спровоцированы летними протестами, а также итогами "умного голосования". "Власть пытается разрушить инфраструктуру своих конкурентов перед выборами 2021 года", – считает член федерального совета движения в защиту прав избирателей "Голос" Станислав Андрейчук. По его мнению, после протестов власти стремятся вывести из политической игры оппозиционеров, арестовывают их счета, мешают рутинной организационной работе путем внесения в реестр иноагентов. Чтобы сохранить контроль за парламентскими выборами, им, конечно, нужно выбить из колеи одного из самых сильных игроков, то есть Навального и его команду, – добавляет Андрейчук.

Станислав Андрейчук
Станислав Андрейчук

В самом ФБК уверены, что решение Минюста включить фонд в реестр иностранных агентов укладывается в одну цепь событий вместе с возбуждением уголовного дела об отмывании денег, попытками заставить сторонников Навального удалить фильм "Он вам не Димон", а также многомиллионными исками против лидеров оппозиции по итогам летних митингов. "Это явно единая стратегия, направленная на то, чтобы задушить нашу деятельность, заставить нас прекратить выпускать наши расследования, заставить нас сесть и ничего не делать. Дали команду душить нас по всем фронтам", – убежден директор ФБК Иван Жданов.

Шесть лет назад ассоциация "Голос" стала первой организацией, которую Минюст принудительно включил в реестр иностранных агентов. Российские власти посчитали, что денежная часть премии Сахарова, которую присудил Хельсинкский комитет и от которой организация отказалась, и есть иностранное финансирование "Голоса". В результате ассоциация была вынуждена ликвидировать юридическое лицо. "У нас нет юрлица, нет банковских счетов, у нас денег как таковых нет, и нас очень сложно объявить иностранным агентом, потому что ресурсы, которыми мы пользуемся, предоставлены нашими партнерами, у нас самих – ничего нет", – поясняет Станислав Андрейчук. При этом он признает, что такой формат работы усложняет жизнь "Голоса": "Естественно, когда есть банковские счета, работать легче. Нам всё время приходится искать людей, которые готовы работать бесплатно. Это занимает определенное время, иногда было бы проще что-то заказать на коммерческой основе".

В этом году "Голос" тоже подвергался нападкам властей. В конце мая был задержан, а потом отправлен на полтора месяца в СИЗО член совета движения Роман Удот. А прямо накануне единого дня голосования пять суток административного ареста получил московский координатор "Голоса" Владимир Егоров. В организации были уверены, что таким образом власти пытались дискредитировать "Голос" в глазах общества, а также оказать силовое давление на наблюдателей за выборным процессом. Уже после единого дня голосования – 8 сентября – с обысками пришли к координаторам движения в Саратове и в Казани. "В общем, всё то же самое, с чем столкнулись навальновские ребята, у нас тоже в нескольких регионах произошло", – резюмирует Станислав Андрейчук.

Дмитрий Гудков
Дмитрий Гудков
Какая разница: у тебя пять препятствий или десять, если ты уже научился перепрыгивать?


Столкнулась с давлением этим летом и "Команда Гудкова". Ее лидер – Дмитрий Гудков ­– в разговоре с Радио Свобода напомнил, что летом Команда вела на выборы в Мосгордуму сразу 8 кандидатов, у них был большой штаб, и 26 июля там прошел обыск, из штаба вынесли оборудование. Обыск прошел и дома у самого Гудкова, в ходе которого также забрали технику. "Вынесли мои домашние компьютеры, которые я использую исключительно в личных целях – монтирую видео про своих детей, храню фотографии". И для того, чтобы подобное произошло, необязательно быть иноагентом, – подчеркивает Дмитрий Гудков. Он убежден, что таким образом власти просто осложняют оппозиционерам работу и разоряют их, чтобы в какой-то момент у Гудкова и его команды просто не было денег на покупку новой техники. "Ну, соберем на фандрайзинге. Это такой бег с препятствиями. Какая разница: у тебя пять препятствий или десять, если ты уже научился перепрыгивать?" – иронизирует политик. Сейчас он со своими сторонниками размышляет, нужно ли снова открывать штаб или пока оставить всё как есть.

Тем временем Мещанский суд Москвы в очередной раз признал общественное движение "За права человека" и его главу Льва Пономарева виновными в нарушении закона об иностранных агентах.

Пономарев отмечает, что на этот раз вокруг него и его фонда произошла, как выражается правозащитник, "интересная трансформация": теперь его оштрафовали за то, что "третьи лица" не вписывают обозначение, что организация "За права человека" признана "иностранным агентом". Так произошло, когда координатор движения "За права человека" в Вологде написал в соцсетях пост, что лидер движения Лев Пономарев съездил в Шиес, но не добавил, что движение "За права человека" признано иностранным агентом. "И теперь движение оштрафовали на 300 тысяч рублей, а меня лично – еще на 100 тысяч. То же самое произошло, когда "Новая газета" опубликовала статью, в которой не уточнила что "За права человека" – иностранный агент. Это новая история – раньше с правозащитниками так не поступали", – недоумевает Пономарев. Он уверен, что таким образом власти хотят добиться, чтобы независимых правозащитников в России не было.

Лев Пономарев
Лев Пономарев


В один день с Пономаревым суд в Москве оштрафовал на 400 тысяч рублей фонд "Общественный вердикт" и на 250 тысяч рублей его директора Наталью Таубину. Их также признали виновными в нарушении закона об "иностранных агентах". Штрафы связаны со статьями о пытках заключённых в Ярославской колонии, в тексте которых не было упоминания о том, что фонд включён в реестр иноагентов.

Власти закручивают гайки и пытаются общество добить

Политолог Аббас Галлямов убежден, что российские власти готовятся к большому избирательному циклу и целенаправленно взяли курс на закручивание гаек, чтобы максимально задавить оппозицию в период, пока нет выборов и можно не бояться протестного голосования. "Когда у общества есть недовольство, у него в руках есть два инструмента: первый – уличный протест, второе – протестное голосование на выборах. Сейчас у общества остался только один инструмент, оно наполовину обезоружено. Естественно, в этой ситуации закручивают гайки и пытаются общество добить", – убежден Галлямов. В то же время он признает, что сейчас протестную активность совершенно невозможно прогнозировать – всплеск может спровоцировать абсолютно случайные действия властей, даже не связанные с политикой, как это было в деле Ивана Голунова. "Сейчас настолько взрывоопасная ситуация, что совершенно непонятно, в какой момент общество может взорваться". При этом Галлямов уверен, что власти будут давить как на оппозицию, так и на наблюдателей, пострадать могут журналисты, которые пишут то, что властям не нравится, локальные активисты, которые создают проблемы региональным властям. "Сезон охоты на ведьм открыт, и их список пополняется властями", – заключает Аббас Галлямов.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG