Ссылки для упрощенного доступа

Гранаты или стройматериалы? Загадка белорусской фуры в Чехии


Фура с белорусскими номерами на полуприцепе около оружейного завода Zeveta в Чехии
Фура с белорусскими номерами на полуприцепе около оружейного завода Zeveta в Чехии

В среду белорусские блогеры, живущие в Чехии, опубликовали фотографии грузовика с белорусским номерным знаком, утверждая, что снимки сделаны неподалеку от завода чешской оружейной компании Zeveta Ammunition (на одном из фото видна ее проходная и логотип). Светошумовые гранаты производства Zeveta применялись белорусской милицией для разгона протестующих в Минске, в результате чего десятки человек получили осколочные ранения: ОМОН бросал гранаты прямо в толпу. Радио Свобода попыталось выяснить, мог ли запечатленный на фото грузовик приезжать за новой партией таких гранат, несмотря на то что поставлять их в Беларусь запрещено.

Сразу после оглашения официальных результатов голосования на выборах президента десятки тысяч жителей Минска и других белорусских городов вышли на улицы в знак протеста против фальсификаций и подтасовок на выборах. В первые дни протестов ОМОН, внутренние войска и милиция жестоко разгоняли эти акции, в том числе с помощью светошумовых гранат, которые, как следовало из маркировки на них, были сделаны в Чехии на заводе Zeveta Ammunition.

Тогда представители компании Zeveta заявили чешскому изданию Lidove Noviny, что "не осуществляли поставки военного материала в Беларусь". Такие поставки были бы нарушением эмбарго, введенным Евросоюзом на поставки Минску вооружений, в том числе для нужд белорусского МВД. Это эмбарго действует с 2011 года, после очередного продления его срок истекает в феврале 2021 года, и Чехия, как заявили в МИД страны, его условия выполняет. В то же время представитель министерства Зузана Штихова в интервью Радио Свобода рассказала, что такие поставки в Беларусь могут осуществлять третьи страны в случае, если они дают на это согласие.

Радио Свобода проанализировало фотографии грузовика с белорусским номерным знаком: они действительно сделаны неподалеку от завода Zeveta, однако на фото грузовик не заезжает на его территорию, а наоборот, удаляется от нее в сторону другого завода – компании Moravia Cans, производящей алюминиевые банки и контейнеры для аэрозолей.

Moravia Cans занимает часть территории промзоны напротив оружейного завода Zeveta Ammunition и является частью одного комплекса вместе с заводом немецкой компании Albo Schlenk, которая купила часть производства Zeveta еще в 1991 году, во время первой волны приватизации в Чехии. Albo Schlenk специализируется на выпуске компонентов для современных стройматериалов, пластмасс, лаков, красок, металлической фольги и других продуктов гражданского назначения.

На сайте Zeveta Ammunition говорится, что производство оружейного концерна было разделено в ходе реструктуризации компании в начале 90-х годов, а на его базе были созданы отдельные акционерные общества. На момент публикации статьи Радио Свобода не получило ответ от компании Albo Schlenk на вопрос о том, является ли она акционером Zeveta Ammunition. На сайте Albo Schlenk говорится, что в Чехии компания производит только алюминиевые порошки и пасты, предназначенные для производства аэрированного бетона и промышленных лаков.

В ответ на запрос Радио Свобода в Albo Schlenk подтвердили, что грузовик, фотографии которого были опубликованы в фейсбуке, приезжал за грузом именно к ним.

"Я подтверждаю, что этот грузовик прибыл в среду вечером и был загружен в нашей компании утром в четверг, – написала Радио Свобода представитель Albo Schlenk Нина Павликова. – Он везет груз нашему российскому клиенту. У грузовика – российские номерные знаки, белорусский номерной знак только у полуприцепа. На присланных вами фотографиях грузовик запечатлен у въезда на территорию заводов Albo Schlenk и Moravia Cans, которые представляют из себя единый комплекс. Грузовику пришлось проехать мимо завода Zeveta, поскольку это единственная дорога, по которой можно попасть в нашу компанию. Наша компания занимается производством алюминиевой пудры и пасты, которые являются сырьем для производства аэрированного бетона, используемого в строительстве. Мы продаем свою продукцию компаниям из многих стран мира".

Проходная завода Zeveta Ammunition
Проходная завода Zeveta Ammunition

Нина Павликова отказалась уточнить, какой именно груз был погружен в фуру с российскими номерами и белорусским полуприцепом, как и назвать компанию, которая его купила.

Компания Zeveta Ammunition выпускает и продает несколько видов светошумовых и газовых гранат для полиции и охранных компаний, а также некоторые виды боевого оружия, в том числе ручные боевые гранаты. Она является поставщиком Министерства обороны Чехии, в том числе выполняет заказы министерства по уничтожению старой амуниции. Производство вооружения было начато здесь в 1936 году. В социалистический период Zeveta была частью крупнейшей в Чехословакии оружейной фирмы Zbrojovka Brno.

В Чехии светошумовые гранаты P1, такие же, как на фото из Минска, продаются в оружейных магазинах. Их разрешается приобретать по достижении 21 года и пройдя специальный тренинг – они доступны на многих сайтах по продаже оружия. Стоимость одной такой гранаты в рознице – 30 евро.

Светошумовые гранаты рассматриваются как средства личной охраны для сил безопасности – так о них говорится и на сайте самой Zeveta Ammunition. Там же отмечено, что P1 не может убить человека и даже что её использование не приводит к ранениям. Однако на практике дело обстоит иначе, демонстранты получали ранения от P1, в том числе и в самой Чехии.

В 2005 году P1 применяли для разгона участников фестиваля электронной музыки CzechTek. Тогда чешские СМИ тоже публиковали снимки людей, тяжело пострадавших в результате использования гранат, а действия полиции подвергли критике. Участники фестиваля начали собственное расследование действий органов правопорядка и, в частности, сосредоточились на действии светошумовых гранат. Сотрудник химическо-технологического факультета Пардубицкого университета Милослав Крупка тогда рассказал, что светошумовые гранаты содержат небольшое количество пиротехнической пыли, которая служит для создания сильного акустического и светового эффекта, сходного с тем, который появляется при взрыве ручной гранаты, но не с такими трагическими последствиями. Это делается для временного ослепления и запугивания. Тем не менее в радиусе до двух метров от взрыва, по словам Крупки, взрывная волна может повредить слух.

В 2006 году P1 стали поводом для расследования действий чешской полиции в Остраве: они применялись во время одного из мероприятий для общественности. Полицейские тогда хотели показать свои умения публике и при использовании гранаты поранили двух зрителей. Женщина получила ожоги первой степени, а у мужчины начались проблемы со слухом.

О таких же проблемах сообщали и пострадавшие во время разгона акций протеста в Минске: например, житель Минска Роман Зайцев, раненный при взрыве светошумовой гранаты 10 августа (на фото ниже – справа).

Как рассказала журналистам супруга Зайцева, в результате взрыва гранаты он получил повреждение легкого, рваные раны от осколков, ушиб сердца, черепно-мозговую травму и повреждение барабанной перепонки. Молодому человеку также оторвало две фаланги пальцев на правой руке, для полного восстановления ему предстоит перенести еще несколько операций.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG