Ссылки для упрощенного доступа

"Народ запуган, страх сидит в генах"


Лауреат Нобелевской премии по литературе Александр Солженицын, 1994 год
Лауреат Нобелевской премии по литературе Александр Солженицын, 1994 год

Уже несколько месяцев в Ростове-на-Дону идет непримиримый спор между сторонниками установки памятника Александру Солженицыну и его противниками. Разброс мнений о писателе, как и в 1970-е годы, колоссален: от "предателя Родины" до "смелого критика тоталитарного общества". Открытые письма, дискуссии, митинги и сбор подписей –​ для отстаивания позиций стороны используют любые средства.

Сейчас промежуточную победу одержали противники нобелевского лауреата –​ рассмотрение вопроса установки памятника пока прекращено. Однако сторонники писателя не намерены сдаваться и уже пишут письмо Путину. "Все это признак того, что общество до сих пор расколото", – считают эксперты.

Весной 2013 года донской правозащитник, бывший политзаключенный Витольд Абанькин открывал памятник знаменитому лагерному поэту Валентину Соколову в Новошахтинске. Именно в этом городе Соколов (творческий псевдоним Валентин Зека, З/К), отмотавший по лагерям почти 30 лет, умер от инфаркта в местной психиатрической клинике, куда был накануне переведен из другой психушки.

Витольд Абанькин у памятника Валентину Соколову
Витольд Абанькин у памятника Валентину Соколову

И именно с могилы Соколова начинается история с установкой памятника Александру Солженицыну в Ростове.

Могила Валентина Соколова
Могила Валентина Соколова

– Стихи Соколова очень высоко ценил Александр Исаевич, – вспоминает Витольд Абанькин. – Искал его после внезапного исчезновения, издавал его книги... Поэтому, когда по телевизору объявили, что в 2018 году будет широко отмечаться столетний юбилей Солженицына, я сразу подумал: "Вот бы в Ростове ему поставить памятник!" Стал писать во все инстанции. Мне ответили из ростовского управления по культуре, что у нас уже достаточно мемориальных мест – есть доска на доме (где с 1922 по 1941 год жил писатель. – РС) и на здании университета, где он учился. Тогда я написал председателю правительства Медведеву. Естественно, аппарат премьера спустил мое обращение в Ростов. И тут же все перевернулось на 180 градусов: пожалуйста, устанавливайте, если есть проект, деньги и т. д. Мне дали добро, и я стал искать архитектора и мецената.

Памятная доска на здании университета. в котором учился А.И. Солженицын
Памятная доска на здании университета. в котором учился А.И. Солженицын

Три миллиона рублей на установку памятника Солженицыну в итоге выделил Фонд имени священника Илии Попова (назван в честь деда основателя фонда – известного программиста Алексея Сухарева). По словам вице-президента фонда Владимира Шевчука, мотивация была простой.

Он боролся с тоталитаризмом, стал первым, кто, не боясь, заявил о репрессиях в СССР

– Творческая и жизненная позиция Александра Исаевича нам очень близка, – рассказывает Шевчук. – Он боролся с тоталитаризмом, стал первым, кто, не боясь, заявил о репрессиях в СССР. Это гражданский подвиг. И потом, он наш земляк, лучшие годы его прошли в Ростове, мы гордимся этим, хотим, чтобы память о нем была увековечена.

Архитектурный проект памятника разработал скульптор Дмитрий Лындин: бронзовая фигура писателя высотой 2,3 метра должна была разместиться на метровом гранитном постаменте.

Проект памятника А.И. Солженицыну
Проект памятника А.И. Солженицыну

– Идея памятника в том, что Солженицын поднимается по черно-белым ступеням, олицетворяющим его жизнь, а в руках он держит книгу, – объясняет Витольд Абанькин.

Центр или периферия

Как вспоминает правозащитник, у инициативной группы по созданию мемориала поначалу было несколько вариантов, где разместить скульптуру. Это места возле главного корпуса Южного федерального университета (ЮФУ) (бывший Ростовский государственный. – РС), который окончил писатель; возле школы, в которую он ходил, а также в одном из центральных скверов города.

Одно из мест, где планировалось поставить памятник А.И.Солженицыну
Одно из мест, где планировалось поставить памятник А.И.Солженицыну

​Однако все они были отвергнуты городской межведомственной комиссией по наименованию общественно значимых мест, установке памятных знаков, увековечению имен выдающихся людей и памятных событий в Ростове-на-Дону. Официальная причина – "перенасыщение центра города объектами монументального искусства".

Председатель ростовского отделения Всероссийского обществе охраны памятников истории и культуры Александр Кожин долгое время входил в состав этой комиссии и хорошо осведомлен о ее работе.

На месте, зарезервированном для Солженицына, вдруг начали устанавливать постамент для атамана

– Еще в 2013 году у нас на одном из заседаний было два вопроса по будущим памятникам: Солженицыну (как раз идею предложил Абанькин) и атаману Матвею Платову, – вспоминает Кожин. – И мы обсуждали, что лучшее место для монумента Александру Исаевичу – это как раз площадка возле главного корпуса Южного федерального университета. Насчет Платова, наоборот, были сомнения. Непонятно, зачем ему памятник в Ростове – у нас уже есть два в Новочеркасске, бюсты по области стоят. Плюс историки доказывали: "Никакой связи именно с городом у атамана не было". В общем, мы всякий раз говорили "нет". А потом в 2015 году (Витольд Абанькин как честный человек, все еще собирал нужные документы и искал спонсоров), на месте, зарезервированном для Солженицына, вдруг начали устанавливать постамент для атамана. И нас просто поставили перед фактом – фигура готова, это точная копия того монумента, который представители донского землячества открыли чуть ранее в Москве. Решение, по сути, было уже принято тогдашним сити-менеджером Ростова Сергеем Горбанем. Членам комиссии осталось молча согласиться.

Памятник атаману Платову возле главного здания ЮФУ
Памятник атаману Платову возле главного здания ЮФУ

По словам Александра Кожина, идея памятника Платову могла принадлежать губернатору Ростовской области Василию Голубеву (до того как стать сити-менеджером, Сергей Горбань был первым замом главы региона и ближайшим членом его команды). Голубев видел московского "Платова", и он ему понравился. На этот счет у ростовского защитника объектов культуры имеется любопытная теория.

– Недавно во время одного из телеинтервью у Владимира Путина спросили, был ли у него во время агентурной работы какой-нибудь позывной, – продолжает Александр Кожин. – И он признал: да, в разведшколе был псевдоним "Платов". Я допускаю, что наши опытные царедворцы могли узнать об этом раньше и таким образом, что ли, выслужиться… Так или иначе, в 2016 году состав комиссии по наименованию поменялся (Кожина в нее уже не включили. – РС), пришли новые люди, и отношение к Солженицыну тоже изменилось. Нынешняя комиссия в полной мере не дает оценку тем вопросам, которые к ней поступают, и некоторые ее решения выглядят очень странно. Например, эта идея с переносом памятника Солженицыну в Левенцовку…

Как следует из документов, вместо центра города сторонникам Солженицына сейчас действительно предлагают установить памятник на одноименной улице в строящемся микрорайоне Левенцовка. Но ни Абанькина, ни меценатов это категорически не устраивает.

Такое ощущение, будто даже после смерти Солженицына куда-то ссылают

– Левенцовка находится далеко от центра, по этим улицам Солженицын никогда не гулял, – размышляет правозащитник. – Да и с архитектурной точки зрения это абсолютно проигрышный вариант. С одной стороны там панельные многоэтажки, а с другой заросли. Такое ощущение, будто даже после смерти Солженицына куда-то ссылают.

Однозначно высказались и представители Фонда имени священника Илии Попова.

– В осуществлении "Левенцовского" варианта наш фонд участия принимать не будет. Задуманный памятник ни по размеру, ни по замыслу левенцовским просторам не соответствует, да и не по тем полям, на которых сегодня развернулось строительство, гулял Александр Исаевич, обдумывая замысел "Красного колеса", а по Пушкинской улице, – такое заявление было опубликовано на сайте благотворительной организации.

Вариант против установки памятника набрал почти 72%

В качестве компромисса, еще в конце мая 2017 года ростовские власти запустили на интерактивной площадке "Активный ростовчанин" опрос: "Где должен быть установлен памятник А. И. Солженицыну?" Среди ответов был также вариант вообще против установки. И неожиданно именно он набрал почти 72%. Всего в опросе участвовали 1016 человек: для голосования необходимо было иметь регистрацию на портале "Госуслуги", так что искусственная "накрутка" исключалась. Голосование сопровождалось характерными комментариями пользователей. "Тошнит уже от того, что этому иуде во Владике памятник стоит! И слабо успокаивает, что тому памятнику регулярно табличку на шею вешают с правильным текстом. Хотите, чтобы в Ростове было так же??? Нельзя предателей прославлять!" – написал один из них. "Не нужно нам тут памятников лжецам и антисоветчикам!" – гласил другой. "Установить в районе городской свалки на отдельной площадке с названием "Позор нации", – предлагал третий. И так далее.

"Суть" против времени

Позже с резким протестом против установки памятника выступило ростовское отделение общественного движения "Суть времени", основанного Сергеем Кургиняном. В письме, направленном в адрес первого заместителя губернатора Ростовской области Игоря Гуськова (к нему прикреплялось более 550 "живых" подписей горожан) содержится целый ряд "претензий" активистов к Александру Солженицыну. Например, ему поставили в вину "антигосударственный характер" книг.

Воины-красногвардейцы в произведениях Солженицына изображались в негативных тонах

"Основными положительными персонажами в его произведениях очень быстро оказались власовцы, бандеровцы и другие предатели Родины. Воины-красногвардейцы, наоборот, изображались в негативных тонах... Особое внимание там уделяется оправданию членов различных коллаборационистских формирований, сотрудничавших с нацистами", –​ говорится в письме Гуськову.

Также, по мнению авторов письма, Солженицын известен тем, что неоднократно призывал США к вмешательству во внутреннюю политику СССР и якобы участвовал в травле других знаменитых донских писателей, в частности, Михаила Шолохова. "Недопустимо ставить (на донской земле. –​ РС) монумент в честь того, кто мечтал как можно скорее свести Шолохова в могилу", – считают участники "Сути времени".

Судьба их обращения к заместителю губернатора пока неизвестна.

– У нас даже в Уголовном кодексе есть статья, запрещающая пропаганду нацизма и предусматривающая ответственность за публикацию сведений, которые фактически опровергают то, что было сказано в приговоре Нюрнбергского трибунала, – комментирует письмо пресс-секретарь ростовского отделения движения "Суть времени" Максим Гончаров. – На мой личный взгляд, "Архипелаг ГУЛАГ" эти вещи нарушает. Там много лжи, которая очерняет нашу страну. "Один день Ивана Денисовича" – нормальное произведение, но ведь он не только его написал, а еще целый ряд пропагандистских вещей.

Максим Гончаров
Максим Гончаров

По словам активиста, члены движения не намерены добиваться снятия других, уже установленных, мемориальных досок в честь писателя. Речь идет лишь о новом памятнике.

– Нас не устраивает то, что такого человека делают примером для других, – объясняет Гончаров. – И голосование на сайте "Активный ростовчанин" показывает, что город нас в этом поддерживает.

Подписи под своим письмом активисты собирали на двух протестных пикетах, которые состоялись в августе и сентябре нынешнего года. Через несколько дней после второго пикета в здании Донской государственной публичной библиотеки прошло заседание дискуссионного клуба "В поисках смысла", однако и там стороны не пришли к согласию. Ожесточенные споры вызвало даже то, заслуженно ли Солженицын получил свои боевые награды, воевал ли вообще на передовой. И хорошо ли ему жилось в Степлаге.

Пикет против установки памятника Солженицыну в Ростове
Пикет против установки памятника Солженицыну в Ростове

После начавшихся митингов в защиту писателя выступили профессиональные литературоведы. Сразу несколько сотрудников Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ опубликовали открытое письмо, в котором осудили "идеологические" критерии при оценке творчества и заслуг деятелей культуры. По мнению авторов письма, эпоху горячих дискуссий о масштабе фигуры Солженицына пора закрыть – городу безусловно нужен памятник писателю.

Это лишь точка зрения дипломированных маргиналов, готовых переверстывать историю

"Те лозунги, которые пишутся на плакатах отдельных активистов, устраивающих митинги… по нашему мнению, могут быть написаны только людьми которые не читали книг и трудов Солженицына, никогда всерьез не изучали его биографию, – говорится в письме. – Это лишь точка зрения дипломированных маргиналов, готовых переверстывать историю под свои собственные нужды, но ни в коем случае не мнение широкой городской общественности о своем великом земляке".

По мнению ученых, даже сам базовый вопрос, который кладется в основу "дискуссии" о Солженицыне, не имеет права на существование.

"Не нам судить, в достаточной ли степени Солженицын был патриотом или не в достаточной... Если современники еще имели право судить о Солженицыне как о живом человеке, то современные поколения в большинстве своем не имеют никакого личного опыта, связанного с эпохой 1960–70-х", – считают сотрудники Южного федерального университета.

Место пусто

Официальных комментариев от представителей областных или городских властей по поводу установки памятника пока не поступало. Однако вопрос установки памятника в Ростове-на-Дону уже не рассматривается. История та же: инициаторам предлагают для размещения монумента микрорайон Левенцовский, а те не соглашаются. В связи с чем... "принятие решения по данному вопросу отменено", – говорится в официальном ответе Управления культуры Ростова-на-Дону, который пришел в ответ на запрос Максима Гончарова.

Народ запуган, страх сидит в генах. Меня постоянно спрашивают: "Ты не боишься? Не боишься?"

Однако Витольд Абанькин от намерений установить памятник по-прежнему не отказывается.

– Я буду еще писать Путину по этому поводу, – обещает он. – А пока архитектор немного переделывает проект: мы хотим предложить новое место, на пересечении главной улицы Садовой и переулка Соборный: логичнее, если там Солженицын будет сидеть за столом, с книгой в руках.

По словам правозащитника, негативная реакция жителей города в адрес писателя его не удивляет.

– Народ запуган, стран сидит в генах. Меня постоянно спрашивают: "Ты не боишься? Не боишься?" Вот такая страна у нас, – говорит Абанькин.

Как добавляет Владимир Шевчук, подобные настроения читались во время обсуждения проекта и в среде чиновников.

На самом деле это, конечно, история про людей. Абсолютное отсутствие исторической правды

– На одном из совещаний в мэрии представительница межведомственной комиссии по наименованию общественно значимых мест прямо говорила об установке памятника: "А вы не боитесь, что может быть ЧП? А что, если будет скандал? Чуть ли не шантажировала этим", – вспоминает Шевчук.

Получить официальный комментарий по данному поводу не удалось.

– На самом деле это, конечно, история про людей, – продолжает Владимир Шевчук. – О том, что творится в голове среднестатистического российского человека. Абсолютное отсутствие исторической правды. Люди живут какими-то мифами, придуманными 50 лет назад. Кто хочет узнать правду, тот узнает, подавляющее большинство же потребляет телевизионный продукт. Люди не знают своих пророков и героев, считают их врагами. И это очень опасно. Мы снова можем вернуться в те ужасные времена, которые уже переживал 70–80 лет назад наш народ.

По мнению доцента кафедры социальных технологий Института философии и социально-политических наук ЮФУ Дмитрия Абросимова, история с памятником Солженицыну показывает важную вещь: российское общество до сих пор расколото.

Что важнее: свобода или сохранение советского прошлого? Для многих людей важнее советское прошлое

– Есть целая группа населения, в чьем понимании Солженицын является, мягко говоря, предателем, – говорит эксперт. – А есть еще одна, она воспринимает его как идола свободы и либерализма. Проблема с памятником – это проблема серьезного раскола в обществе, которая связана с восприятием произошедшего в 1991 году (распад СССР. – РС). Что важнее: свобода или сохранение советского прошлого? Для многих людей важнее советское прошлое. Правых тут, на мой взгляд, нет – в идеологических спорах нет рациональности. Кстати, масла в огонь подлило недавнее открытие в Ростове памятника "героям Донбасса". Получилось, вроде Солженицыну не надо, а "воинам Донбасса" дали. И возникают вопросы: кому ставим, а кому нет? И попытки экстраполировать это на внутреннюю политику в регионе.

Возможен ли компромиссный вариант? У нас на улице Пушкинской есть так называемая Аллея писателей – там стоят бюсты знаменитых донских литераторов: Шолохова, Закруткина, Калинина. Я думаю, бюст Солженицына можно было бы установить в этом же ряду, среди значимых людей Дона.

Аллея писателей в Ростове
Аллея писателей в Ростове

XS
SM
MD
LG