Ссылки для упрощенного доступа

Мир обсуждает очередную церемонию вручения премии "Оскар"


Режиссер фильма "Миллионер из трущоб" Дэнни Бойл со статуэткой Оскара. 22 февраля 2009
Режиссер фильма "Миллионер из трущоб" Дэнни Бойл со статуэткой Оскара. 22 февраля 2009

Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие обозреватель Радио Свобода Андрей Шарый.

Александр Гостев: В Голливуде церемония вручения кинопремии "Оскар" завершилась тем, что лучшим фильмом стал "Миллионер из трущоб", победивший в восьми номинациях.
"Оскар" - самая престижная награда кинематографического мира, которая, однако, с каждым годом вызывает все больше критики со стороны тех знатоков кино, которые предпочли бы менее традиционные подходы к качествам художественной продукции. О критериях и проблемах "Оскаров" мой коллега Андрей Шарый беседовал с известным московским кинокритиком Станиславом Ростоцким.

Андрей Шарый: Вы считаете, что можно по совокупности тех наград, которые присуждаются ежегодно, в частности в этом году, вывести какую-то равнодействующую? Что американские киноакадемики, какое кино в первую очередь?

Станислав Ростоцкий: На мой взгляд, в последнее время "Оскар" перестал быть по-настоящему интересной наградой, потому что, пожалуй, со времен "Фореста Гампа", с него прошло больше десяти лет, сложно вспомнить фильмы, которые остались бы в памяти чем-нибудь еще, нежели тем, что они были лауреатами "Оскаров". Сложно сказать, будет ли это с нынешним лауреатом, который победил по очкам просто абсолютно бесспорно. Просто уже сама эта система награждения Американской академии, она превратилась в какой-то такой, совершенно не культурообразующий момент, просто в какую-то странную игру, типа лотереи, которая происходит на таких шикарных круизных лайнерах среди более-менее влиятельных, в общем уже достаточно престарелых фигурантов.

Андрей Шарый: Речь идет о том, что Американская киноакадемия сделала ставку на такое, мейнстримовское кино традиционное и ничего другого, какие-то новые прорывные направления кино просто не учитываются киноакадемиками. Или речь идет о том, чтобы вся система международных кинонаград сместилась куда-то в фестивальное кино или еще куда-то?

Станислав Ростоцкий: На мой взгляд, личная ставка на мейнстрим - это как раз достаточно правильный ход. Потому что практика показывает, что так называемый арт-хаус в последнее время стал еще более неинтересным и костным, нежели фильмы, которые хотя бы как-то пытаются привлечь зрителя. Собственно, в последнем оскаровском раскладе не случайно ставка на фильм, который использует практику и формальные моменты из болливудского кино, из индийского кинематографа, который абсолютно самостоятельное и крайне интересное явление, абсолютно мейнстримовское. Эта ставка интересна, просто наблюдается какой-то прискорбный момент отсутствия по-настоящему интересных, просто конкретных картин.

Андрей Шарый: Возьмем последние два года, фильмы, которые претендовали или получили награды или не получили их. "Нефть", "Старикам здесь не место", "Бенджамин Баттон" в этом году, "Подмена", "Фрост против Никсона" - это все такие, американские саги. Большое, двухчасовое кино, все они какие-то с медленным темпом, такие, затягивающие, но медленно, в себя зрителя. Может быть вопрос формата того, что попадает в номинацию "Оскара"?

Станислав Ростоцкий: Существует уже специальный практический жанр "оскаровское кино", абсолютно верно. Большое значение имеет и продолжительность, и, в общем, какие-то временные рамки, почти наверняка это будет либо дальнее, либо не очень дальнее ретро. В общем, по инерции, скорее всего такие фильмы выпускаются. Показательно, что академия из года в год именно такие картины и выбирает. Никто бы, наверное, не удивился или удивился не в самой большой степени, если бы, например, основные номинации состояли из каких-то таких необычных, вполне мейнстримовых, но оригинальных фильмов. В противоборстве какого-то визионерского взгляда и костюмной драмы, все равно в этом раскладе победит костюмная драма.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG