Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Будет ли продлено действие чрезвычайных антитеррористических мер? Губительная разновидность вируса СПИДа. Центральный парк как часть произведения искусства


Юрий Жигалкин: Будет ли продлено действие некоторых чрезвычайных антитеррористических мер? В Нью-Йорке обнаружена губительная разновидность вируса СПИДа. Центральный парк как часть произведения современного искусства. Таковы темы рубрики «Сегодня в Америке», у микрофона в Нью-Йорке Юрий Жигалкин.

В понедельник президент Джордж Буш призвал Конгресс продлить срок действия закона о дополнительных мерах по борьбе с терроризмом. Действие некоторых положений этого документа, принятого вскоре после террористических акций 11 сентября, заканчивается в конце года. Однако американские правозащитники против продления, они считают, что ряд положений этого закона нарушает права граждан. С подробностями из Вашингтона Владимир Абаринов.

Владимир Абаринов: Президент Буш сделал свое заявление во время церемонии приведения к присяге нового министра юстиции Альберто Гонсалеса, обращаясь к сотрудникам этого ведомства.

Джордж Буш: Наша страна благодарна вам за ваши целеустремленность и самопожертвование. Мы, в свою очередь, обязаны снабдить вас всем необходимым для вашей работы. Одно из таких необходимых орудий - закон «Патриот США», играющий определяющую роль в выслеживании террористов и пресечении их планов. Срок действия многих ключевых элементов закона истекает в этом году. Мы не можем позволить, чтобы с течением времени у нас возникла иллюзия безопасности, которая ослабит нашу решимость в этой новой войне. Ради защиты американского народа Конгресс должен без промедления продлить в этом году срок действия всех положений закона «Патриот США».

Владимир Абаринов: Проект закона был внесен в Конгресс менее чем через неделю после атак 11 сентября 2001 года. В атмосфере тех тревожных дней он был принят обеими палатами почти без дебатов и поправок.

Закон значительно облегчает правоохранительным органам применение таких методов работы, как тайное прослушивание и наружное наблюдение за подозреваемыми. Члены террористических организаций приравниваются к агентам иностранных разведок. Как прежде, так и теперь, такая слежка возможна только к санкции суда, однако дает ее специальное закрытое судебное присутствие. В 2002 году этот секретный суд впервые в своей истории отказался санкционировать слежку, заявив, что исполнительная власть превышает свои полномочия. Администрация обжаловала отказ в секретном апелляционном суде, который никогда раньше не созывался и существовал лишь на бумаге. Эта инстанция удовлетворила апелляцию правительства. Тогда группа правозащитных организаций обратилась в Верховный суд США, однако тот отказался рассматривать дело без объяснения причин.

Против закона ополчились учреждения и организации, которым граждане доверяют сведения конфиденциального характера и которых закон обязывает предоставлять эту информацию властям. Так, например, Американская ассоциация библиотек, вынужденная подчиниться требованиям закона, вместе с другими аналогичными объединениями участвует в качестве истца в целом ряде судебных процессов против Министерства юстиции, нарушающего, по их мнению, конституционные гарантии права граждан на неприкосновенность частной жизни.

Комментируя заявление президента, пресс-секретарь Белого дома Скотт Макклеллан сказал, что закон, по мнению администрации, достаточно хорошо сбалансирован.

Скотт Макклеллан: Мы уверены в том, что закон дает правоохранительным органам инструмент, который им нужен для раскрытия террористов и в то же время защищает гражданские свободы граждан.

Владимир Абаринов: Но далеко не все законодатели готовы внять призывам федерального правительства.

Юрий Жигалкин: Американские врачи объявили о том, что они пытаются идентифицировать более 40 сексуальных партнеров нью-йоркца-гомосексуалиста, который был заражен необычайно опасной разновидностью вируса СПИДа. Федеральный центр эпидемического контроля объявил, по сути, общегосударственную тревогу после того в крови 45-летнего пациента была обнаружена ВИЧ-инфекция, развившаяся в полномасштабный СПИД всего за два месяца. Ее распространение не смог остановить ни один из лекарственных коктейлей, используемых ныне для контроля за вирусом.

Столкнулся ли мир с губительным вирусом, который трудно или даже невозможно остановить? Я задал этот вопрос профессору-вирусологу Даниилу Голубеву.

Даниил Голубев: Дело в том, что сам по себе фактор такого рода развития болезни именно у этого человека, не должен вызывать таких уже серьезных опасений. Потому что, в конце концов, у него это могло быть результатом дефекта его собственной иммунной системы, тем более подорванной наркотиками. Но дело в том, что это не один вирус. А подобный агент выделен в Сан-Диего, в Калифорнии, и свойство этого вируса напоминают свойства нью-йоркского изолята и генетически они оказались родственными по результатам специальных исследований. Вот это уже очень опасно. Хотя и тот, и другой случай еще не свидетельствуют о том, что появился штамм с высокими вирулентными инфекционными свойствами. А без этого показателя эпидемиологической опасности, по существу, нет.

Юрий Жигалкин: Что, на ваш взгляд, будет критерием опасности?

Даниил Голубев: Я думаю, что таким доказательством будет сопоставление многих изолятов со свойствами этих вновь выделенных вирусов. И вот эту работу проводит доктор Хоу в Нью-Йорке, получив большое количество изолятов со всего мира и сравнивая их с этими двумя подозрительными штаммами.

Юрий Жигалкин: Иными словами, эпидемиологи сейчас пытаются вычленить другие подозрительные случаи заражения СПИДом?

Даниил Голубев: Это совершенно верно.

Юрий Жигалкин: Что, если они подтвердят существование неконтролируемого штамма ВИЧ-инфекции?

Даниил Голубев: Дело в том, что при всей неуправляемости в целом, за последние годы СПИД стал излечимым или, во всяком случае, предупреждаемым заболеванием в силу того, что в руках врачей имеется ряд активных противовирусных лекарств. Они дороги, но они доступны, в принципе, для лечения. Та ситуация, которая сейчас может быть наиболее опасной, - это появление вирусов, которые ни к каким лекарствам нечувствительны. Ситуация в этом случае, действительно, ухудшится. И прогноз на выживаемость у больных, инфицированных вирусом иммуннодефецита, уменьшится.

Юрий Жигалкин: Коротко о новостях дня и о том, как ньюйоркцы отнеслись к превращению Центрального парка в произведение современного искусства.

Очередное испытание общенациональной системы противоракетной обороны закончилось неудачей в понедельник. По сообщениям Пентагона, специалистам не удалось из-за технических неполадок запустить с тихоокеанского острова Кваджалейн ракету-перехватчик. Подобная неудача постигла Пентагон два месяца назад. Тогда ее объяснили излишней чувствительностью пускового компьютера, который заблокировал запуск, зафиксировав некие незначительные предстартовые проблемы. Несмотря на то, что создателям системы не удалось доказать ее боеспособность, Соединенные Штаты уже соорудили на Аляске и в Калифорнии несколько пусковых установок, которые должны в идеале защитить страну от северокорейских баллистических ракет. Каждое испытание, в том числе, сорванное, обходится Пентагону в 85 миллионов долларов, но, несмотря на критику, Белый Дом настаивает на необходимости продолжения работ. Следующим принципиальным этапом разработки антиракетного щита должно стать испытание противоракетных лазеров в 2008 году.

Впервые в истории североамериканского хоккея Национальная хоккейная лига готова провозгласить несостоявшимся хоккейный сезон 2004-2005 года. Причиной беспрецедентного в 112-летней истории лиги события стали деньги или, по словам спорящих хоккеистов и владельцев команд, алчность, в которой оппоненты упрекают друг друга. NHL, представляющая интересы владельцев, утверждает, что хоккей, далеко не самое популярное увлечение американцев, стал безнадежно убыточным предприятием, на котором владельцы компаний потеряли за десятилетие около 2 миллиардов, а за последние 2 года - почти 500 миллионов. Виной тому, якобы, аппетиты игроков, разоряющих лигу. Национальная хоккейная лига отменила осенью игры сезона, ожидая, что профсоюз хоккеистов согласится с требованием владельцев ввести ограничения на рост зарплаты, увязав прибавки и качество игры команд. Хоккеисты отказываются принять это условие, а специалисты говорят, что отмена сезона, а о ней может быть объявлено в среду, еще больше подорвет интерес к хоккею в США.

В прошедшую субботу нью-йоркский Центральный парк стал частью уникального эксперимента. Он стал фоном для 7 тысяч так называемых ворот - гигантского художественного проекта художника Кристо и его жены Жан-Клод. «Нью-Йорк Таймс» назвала инсталляцию «одой радости», "Нью-Йорк Пост" призвала «поскорее убрать жалкие синтетические тряпки, уродующие сдержанную красоту парка». Моя коллега Рая Вайль побывала в день открытия инсталляции.

Рая, когда я увидел оранжевые полотнища, первое ощущение - будто оказался в прошлом, на каком-то советском празднике?

Рая Вайль: На меня, Юра, поначалу все это произвело точно такое же впечатление. Да, развевающиеся на ветру первомайские знамена, только что не красного цвета. Но как это все сразу меняет. Что касается моих собеседников, то, как и предполагали супруги Кристо, эта их публичная художественная работа - гигантская, экстравагантная и недолговечная - многих озадачила, но никого не оставила равнодушным.

"Настоящее художественное произведение, - говорит турист из Германии по имени Стефан. - Очень интересно. Я много раз был в Центральном парке, но никогда не думал, что оранжевый цвет может так его преобразить. Казалось бы просто, но впечатление производит сильное, незабываемое. Оранжевый цвет к лицу Центральному парку. Уникальный проект".

То, что проект уникальный, ни у кого не вызывает сомнения. Так называемые ворота высотой в 5 метров больше всего напоминают гигантские дверные проемы. Выкрашенные в оранжевый цвет, и с натянутыми на них того же, оранжевого цвета, шифоновыми занавесками, они установлены вдоль всех аллей, всех входов и выходов Центрального парка, растянувшегося на десятки километров. Особенно интересно смотреть на все это свысока, благо, таких мест в Центральном парке достаточно. Одно из них - открытое кафе в районе 72-й улицы, рядом с памятником «Алисе в стране чудес». Здесь снова попала на туристов, на этот раз из Италии.

"Нам нравится, - сказала жена, - красиво. Но это сильно отличается от других работ Кристо. Обычно, его масштабы давят, а здесь этого чувства нет. Все гармонично, все сочетается". "Правда?" - обратилась она к мужу, и он согласно кивнул головой, проворковав что-то по-итальянски. Что именно не знаю, но, судя по выражению лица, что-то очень хорошее.

Скат Игл с женой Эмми, как истинные ньюйоркцы, в своих эмоциях более сдержаны.

Скат Игл: Весьма любопытно, а главное - бесплатно, что всегда хорошо. А в принципе, Центральный парк прекрасен сам по себе, никакие искусственные украшения ему не нужны.

Рая Вайль: Жена, она родом из Пенсильвании, не согласна.

Эмми Игл: Это дорогостоящий и необычный проект и он украшает Центральный парк. Жаль, что через 16 дней все это уберут. Мне так больше нравится, этот оранжевый цвет уж очень радостный, он создает атмосферу фестиваля. Лично я бы оставила эти «ворота" здесь навечно, уж очень красиво.

Рая Вайль: Все это хорошо. Но хотели бы ньюйоркцы, чтобы эти ворота остались в Центральном парке навечно?

- Эта инсталляция просто помогает по-новому увидеть парк, в другом измерении. Это все необычно, интересно, но ненатурально. Может, это гениальное произведение, но никакого отношения к парку оно не имеет и находиться здесь постоянно не должно.

XS
SM
MD
LG