Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Министр обороны Рамсфелд защищает ход операции в Ираке. Китайская компания претендует на американский нефтяной концерн. Кто любит и кто не любит Америку?


Юрий Жигалкин: Министр обороны Рамсфелд защищает ход операции в Ираке. Китайская компания претендует на американский нефтяной концерн. Кто любит и кто не любит Америку? Обо всем этом - в рубрике «Сегодня в Америке».

Министр обороны Дональд Рамсфелд дал в четверг показания комитетам по делам вооруженных сил обеих палат Конгресса о положении в Ираке и возможных сроках вывода американских войск. Министр счел необходимым отреагировать на пессимистические оценки ситуации в Ираке и на призывы ввернуть американских солдат домой, все чаще появляющиеся в прессе.

Владимир Абаринов: Министр обороны начал свое вступительное слово в сенатском комитете исторической аналогией...

Дональд Рамсфелд: Год спустя после окончания второй мировой войны авторитетный журнал опубликовал статью о послевоенной реконструкции в Германии. Заголовок был такой: «Американцы упускают победу в Европе». Автор описывал ситуацию тоном безнадежности: «Никогда еще престиж Америки в Европе не был так низок. Люди без конца твердят о безразличии американских войск, их буйном нраве, их непонимании европейской специфики». Это был 1946 год. Сравните этот взгляд с нынешним. Тогда американцам было некогда отчаиваться. Нужно было строить, и они строили. Прошел год с тех пор, как иракский народ получил суверенитет. И так же как тогда в Европе центральным полем битвы, идеологической и военной, была битва с коммунизмом, так теперь на Ближнем Востоке и в Центральной Азии центр тяжести приходится на борьбу с агрессивным экстремизмом. И я знаю, что американский народ по-прежнему преисполнен решимости. Как и тогда, он знает, что эту войну выигрывают не обороной, а наступлением.

Владимир Абаринов: Центральным вопросом слушаний был вопрос о дальнейших планах коалиции, о том, существует ли хотя бы примерный график вывода американских сил из Ирака и что произойдет, если по тем или иным причинам график политического урегулирования в Ираке будет сорван. Сенатор Карл Левин…

Карл Левин: Мне представляется важным, чтобы администрация публично заявила о последствиях, которые могут иметь место, если иракцы не уложатся в свой график. Меня беспокоит, что единственное публичное заявление на эту тему, заявление, которое может возыметь обратный эффект, сделала государственный секретарь - она сказала, что наши войска останутся в Ираке столько времени, сколько нужно.

Владимир Абаринов: По мнению сенатора Эдварда Кеннеди, положение в Ираке в полной мере отчаянное.

Эдвард Кеннеди: Наше положение в Ираке крайне серьезно. Эта война постоянно и в огромных масштабах ведется плохо. Нас неумолимо затягивает трясина. Наши солдаты гибнут, и нет никакого света в конце туннеля. Я считаю, американский народ заслуживает лидерства, достойного тех жертв, которые несут наши вооруженные силы, они заслуживают того, чтобы знать реальные факты, и мне жаль, что вы не можете дать ему ни того, ни другого.

Владимир Абаринов: Завершив свой анализ ситуации, с которым Дональд Рамсфелд категорически не согласился, сенатор Кеннеди спросил министра, не пора ли ему в отставку.

Дональд Рамсфелд: Сенатор, я дважды подавал президенту прошение об отставке, но оба раза он предпочел не принимать ее. Это была его просьба.

Владимир Абаринов: Не менее бурной была дискуссия и в профильном комитете нижней палаты.

Юрий Жигалкин: Представляет ли угрозу безопасности Соединенных Штатов намерение китайской государственной нефтяной корпорации приобрести сравнительно небольшую американскую нефтяную компанию «Юнокал»? В среду Китайская национальная оффшорная корпорация произвела сенсацию, предложив восемнадцать с половиной миллиардов долларов за американский нефтяной концерн в надежде перебить предложение о покупке «Юнокал», сделанное недавно «Шевроном». В четверг некоторые американские законодатели изумленные революционной инициативной китайской компании призвали Белый Дом не допустить продажи нефтяной фирмы китайцам исходя из интересов национальной безопасности. Прежде всего, чем можно объяснить беспрецедентную решительность китайских покупателей, намеренных потягаться за свой объект интереса с одной крупнейших мировых нефтяных корпораций? Вопрос экономисту профессору Стэнфордского университета Михаилу Бернштаму.

Михаил Бернштам: Если отвечать коротко, то это стабильность поступления нефти. Китай производит 3,4 миллиона баррелей в день, потребляет 6 миллионов баррелей в день, поэтому Китай в основном сейчас зависит от Ближнего Востока. Оттуда идет основная нефть в Китай. И Китай понимает, что при 10-процентном росте своей экономики и потребления нефти он становится все более зависимым, все это нестабильно. Он хочет развивать нефтяные резервы, особенно в Азии. «Юнокал» чрезвычайно удобен, потому что основные резервы - в Азии, более того, «Юнокал» - это прежде всего не добывающая, а разведывательная компания, и тоже в Азии, то есть Китай сможет себя окружить огромной добычей и тем самым обеспечить не только себя, но и помочь мировому производству нефти.

Юрий Жигалкин: Профессор, перспектива полного перехода американской нефтяной компании в руки китайцев встревожила некоторых законодателей, они говорят, что Америка отдает один из источников нефти в чужие руки?

Михаил Бернштам: Действительно, бывают ситуации, когда, скажем, предыдущий президент Буш, отец нынешнего президента в 90-м году запретил продажу компании Китаю, компании, которая производила части для самолетов. Там шла речь о какой-то чувствительной технологии, важной для национальной безопасности. Недавно продали Китаю подразделение Ай-Би-Эм, крупной компьютерной компании, чтобы Китай сам мог производить более передовые компьютеры. В случае «Юнокала» трудно увидеть угрозу национальной безопасности, потому что речь идет о разведке и добыче нефти в Индийском океане и в Тихом океане.

Юрий Жигалкин: Но ведь у этой сделки есть и психологический аспект. Как американцы могут отнестись к тому, что их страна продает заметную компанию чужим, покупателям из третьего мира?

Михаил Бернштам: Существуют какие-то символические здания в крупных городах, старинные компании традиционные. Когда их покупали, скажем, японцы в 80-х - начале 90-х годов, то была некоторая истерика. Потом оказалось, что все это на пользу, потому что компания приходит в Америку зарабатывать деньги и если она зарабатывает деньги, она повышает народное благосостояние в Америке.

Юрий Жигалкин: Китайцы могут повысить народное благосостояние Америки?

Михаил Бернштам: В случае «Юнокала» они больше повысят благосостояние мира в целом, потому что не так много людей работает в Америке и прибыль, естественно, будет получать Китай, как крупный собственник. Но главное, речь идет о разведке нефти. И "Шеврон", и другие американские компании связаны очень сильно регуляциями по части охраны природной среды. Китай в этом отношении более свободен, у него развязаны руки.

Юрий Жигалкин: В этой части рубрики «Сегодня в Америке» вкратце о некоторых из новостей дня и о довольно неожиданных результатах опроса о том, как в мире относятся к Соединенным Штатам.

Верховный суд США вынес в четверг вердикт о том, что городские власти имеют выселить владельцев частных домов из принадлежащей им собственности, если эта территория будет использоваться с финансовой выгодой для муниципального бюджета. Иными словами, интересы экономического преуспевания города, то есть, общества имеют приоритет перед интересами частного домовладельца. Такой подход к трактовке права на недвижимость традиционен. Пятая поправка к Конституции предусматривает выделение справедливой компенсации владельцу за собственность, которая переходит в общественное пользование. Но до сих считалось, что такой переход оправдан лишь в случае строительства на частной территории муниципальной или государственной инфраструктуры. В данном случае владельцы частных домов в городе Нью Лондон в штате Коннектикут пытались заблокировать сооружение на их земле культурно-делового комплекса, который, как рассчитывают муниципальные власти, принесет городу значительные налоговые прибыли. Меньшинство членов Верховного Суда, а этот вердикт был вынесен перевесом лишь в один голос, считает, что Суд принял опасное решение, отдав городским властям право распоряжаться частной собственностью горожан, поскольку муниципалитеты могут быть подвержены влиянию финансовых и бизнес интересов.

В четверг специальная федеральная комиссия вынесла рекомендации по повышению безопасности небоскребов, рекомендации, основанные на изучении событий одиннадцатого сентября. В списке содержатся тридцать предложений. В них, судя по всему, нет ничего революционного, поскольку, как говорят авторы отчета, невозможно предусмотреть защиту от атак, подобным тем, что произошли одиннадцатого сентября. Американские инженеры предлагают строителям обратить внимание на укрепление структурных, несущих конструкций зданий, значительно усилить противопожарную изоляцию перекрытий, это, по мнению экспертов, могло сохранить жизнь многих из жертв Всемирного торгового центра и обеспечить надежные пути эвакуации из зданий. Внимание к безопасности будущего торгового центра заставило Нью-Йоркские власти отложить начало строительства главной башни центра - Башни Свободы. Архитекторам несколько месяцев назад было дано задание видоизменить проект и расположить здание подальше от проезжей части, чтобы уменьшить опасность от заложенного в автомобиле взрывного устройства.

Кто любит и кто не любит Америку? Этим вопросом задались американские социологи, опросившие жителей шестнадцати стран, в том числе и США. Хотя за последний год мнение об Америке в мире несколько улучшилось, антиамериканские настроения по-прежнему сильны, особенно в мусульманских странах и в Западной Европе. Зато в России об Америке стали думать лучше.

Ян Рунов: Мнение об Америке остаётся ниже среднего в 10 государствах из 16, где проводился опрос. Некоторые эксперты объясняют это непопулярностью войны в Ираке. В то же время идея демократизации мира положительно воспринимается в Западной Европе, а американская помощь странам, пострадавшим от цунами, оценена населением Индонезии.

Среди самих американцев 14% отрицательно относятся к своей стране. Нью-йоркский политолог Мидж Дектер говорит...

Мидж Дектер: Это совершенно естественно. Странно, что всего 14. Такой процент недовольных вы найдёте в любой стране. А в США недовольных сейчас легче всего найти в Голливуде. Их нельзя принимать всерьёз.

Ян Рунов: А европейцев?

Мидж Дектер: Это другой вопрос, и очень серьёзный. Их антиамериканизм, думаю, порождён их собственным бессилием. Их общество на грани коллапса. Франция, Германия страдают бесплодием. Они не могут обойтись без иммигрантов. Это их раздражает, но они ничего не могут поделать. Всё, что они могут, это злиться на Америку, ненавидеть нас за то, что у нас пока нет этих проблем.

Ян Рунов: Население Индии наиболее дружественно относится к Америке: 71%. А вот в глазах 53% жителей Китая Америка выглядит отрицательно...

Мидж Дектер: Китай - крупнейшая коммунистическая страна, которая, несмотря на все заигрывания некоторых американских дипломатов и их попытки подружить нас, считает Америку идеологическим врагом. Мы открыто говорим, что там нарушаются права человека, что эта страна представляет угрозу соседним государствам, и они нас не любят, потому что наша критика - угроза режиму диктатуры.

Ян Рунов: Кэри Фанк, сотрудница Центра «Пью» рассказала, что из всех государств бывшего социалистического лагеря для проведения опроса были выбраны Польша и Россия потому, что здесь проводились опросы и раньше.

Кэри Фанк: В Польше в 2002 году рейтинг Америки составлял 79%. Теперь 62%. Тенденция к снижению. В России сейчас 52% населения отзываются об Америке положительно. Год назад было 47%. Почему мнение поменялось к лучшему - не ясно, но это факт. Два года назад наш рейтинг у россиян был всего 36%. Перед самой войной в Ираке более 60% россиян хорошо отзывались об Америке. А за год до того (когда президентом США был ещё Клинтон) дружественно относились к Америке только 37% россиян. Как видим, у них мнение скачет вверх-вниз.

Ян Рунов: В каждой из 16 стран были опрошены, примерно, по 1 тысяче человек.

Юрий Жигалкин: Как выяснилось из этого опроса лучше всех к Америке, хотя тоже не безоговорочно, относятся американцы.

XS
SM
MD
LG