Программу ведет Александр Гостев. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Семен Мирский и Кирилл Кобрин .
Александр Гостев : По всей Франции сегодня проходят массовые акции протеста против предложенной правительством реформы закона о трудоустройстве молодых людей. С нами на связи корреспондент Радио Свобода в Париже Семен Мирский.
Добрый день, Семен. Что сегодня происходит в большинстве французских городов?
Семен Мирский : Добрый день, Александр. Итак, забастовки, проходящие сегодня более чем в 60 городах Франции, можно назвать вполне всеобщими, но эти забастовки не тотальные. Забастовки эти всеобщие, ибо ими охвачены практически все сферы жизни страны, и отнюдь не только общественный транспорт, как водится. Но в то же время эти забастовки нельзя назвать тотальными, ибо, несмотря на нарушение расписания поездов и перебоев на транспорте, в регионе Иль-де-Франс, то есть в Париже и его окрестностях, циркулирует приблизительно 30 процентов всех поездов. А в Бордо на трассы вышла приблизительно половина автобусного парка и 75 процентов общего числа трамваев. Но в этих фактах следует все-таки видеть не слабость мобилизации бастующих, а, скорее всего, расчет. Руководство профсоюзов не хочет восстанавливать против себя общественность, которой перебои в работе транспорта доставляют, как водится, массу неприятностей.
Если же говорить не о забастовках, а о демонстрациях, то самые серьезные дела начинаются здесь в Париже буквально в минуты нашего выхода в прямой эфир. В 14:30 минут по парижскому времени кортеж демонстрантов тронулся с площади Италии на юге столицы в направлении площади Бастилии. Уже сообщается о первых довольно жестких столкновениях между демонстрантами и полицией. В городе Марселе, в отличие от Парижа, демонстранты прошли в первую половину дня, причем с рекордным участием. По некоторым оценкам, в крупнейшем порту Франции сегодня демонстрировало не менее четверти миллиона человек.
Все пять крупнейших профсоюзов страны отклонили приглашение премьер-министра Франции Доминика де Вильпена прийти завтра, в среду, в резиденцию премьера во дворец Матиньон с целью обсуждения поправок, которые премьер готов внести в так называемый "контракт первого места работы". Именно он и есть главная причина того, что происходит сейчас в стране. Отклонив приглашение де Вильпена, руководители крупнейших профсоюзов страны заявили, что они возобновят диалог с правительством лишь после полной отмены так называемого "контракта первого места работы".
Александр Гостев : Последние социальные протесты во Франции заставляют в целом внимательнее посмотреть на экономические, общественные и политические традиции этой страны. Последние двадцать с лишним лет все попытки французских властей модифицировать социальную систему, которая осталась в наследство еще от левых правительств конца 40-х - середины 50-х годов прошлого века, потерпели крах именно из-за той легкости, с которой любое недовольство во Франции приобретает формы массовых демонстраций и всеобщих стачек. О «революционных» и «протестных» традициях французского общества мой коллега Кирилл Кобрин.
Кирилл Кобрин : Социальная, если не сказать «социалистическая» (в европейском смысле), система во Франции сложилась в результате популярности левых партий, прежде всего, социалистов и коммунистов в тридцатые, второй половине сороковых и первой половине пятидесятых годов. К тому же, французские профсоюзы традиционно сильны и играют важную роль. В результате во Франции действуют удивительно негибкие правила экономической деятельности, в частности, те самые законы о рабочих контрактах, которые сейчас пытается изменить правительство.
Власти можно понять. Чтобы выстоять в условиях ужесточившейся мировой экономической конкуренции, нужно пересмотреть сами основания французской экономики, сделать более мобильным рынок рабочей силы, придать эффективности всем видам рабочих контрактов и так далее. О том как обстоят дела в сейчас в сфере найма на работу во Франции наш корреспондент в Париже Дмитрий Савицкий.
Дмитрий Савицкий : Франция в течение 10-летий жила под гипнозом иллюзии, что однажды полученный пост, рабочее место, можно сохранить на всю жизнь. Так оно и было в 60-х и 70-х годах. Но эта эпоха кончилась. Глобализация требует большей мобильности. Страны, приспособившиеся к новому экономическому порядку, находятся в стадии экспансии, а не застоя, как Франция.
Француз лишен возможности, потеряв работу в Страсбурге, без проблем перебраться в Тулузу, где ему предлагают место. Спекуляция недвижимостью привела к такому фантастическому росту цен на жилье, что француз, не желающий терять большую часть средств, вложенных в дом или квартиру, вынужден искать работу в своем регионе. Хуже того, малоимущие обычно живут в субсидированных государственных квартирах, в очереди на которые они стояли годами. Найдя работу в другом регионе, они не смогут найти жилье.
Кирилл Кобрин : Наш корреспондент во Франции Дмитрий Савицкий.
В сущности, протестующие хотят сохранения именно этой ситуации, хотя, в перспективе, она наверняка приведет к сужению экономических, да и социальных перспектив Франции. Впрочем, сами протестующие обвиняют правительство в следовании ультралиберальным идеям и в стремле6нии свалить все последствия замедления экономического роста на наемных работников. Говорит Талия Бретон, одна из активисток студенческих протестов.
Талия Бретон : Это неправда. Нет таких экономических теорий, кроме ультралиберальных, которые бы говорили, что законы о найме на работу являются условием экономического роста. Сегодня работодатель не увольняет работника вовсе не потому, что последнего защищает закон. Людей нанимают на работу, когда есть экономический рост. А сегодня во Франции не все в порядке потому, что экономического роста нет.
Кирилл Кобрин : Так чего же добивается правительство де Вильпена и его противники уже не в социальном или экономическом, а в политическом смысле? Об этом снова Дмитрий Савицкий из Парижа.
Дмитрий Савицкий : Прежде всего, соблюдения закона. Когда новый проект в легальных условиях принят и не нарушает Конституцию страны, он становится де-факто действующим законам. Де Вильпен хочет покончить с невероятным французским исключением - властью улицы. Улица в стране сильнее законного правительства. Но в данном случае, слишком сильно просматриваются веревочки, за которые дергают левые. Все они нынче вышагивают в первых рядах демонстрантов. У них наконец-то появился шанс, хоть и небольшой, выиграть на выборах 2007 года. Профсоюзы же используют эту ситуацию для демонстрации силы.
И последнее. Опросы, проведенные в горячих пригородах, показывают, что молодежь отнюдь не против нового контракта. Им нужна работа, им нужен их шанс.
Кирилл Кобрин : Сможет ли Доминик де Вильпен настоять на своем, или левые во Франции в очередной раз парализуют социальную реформу - станет ясно уже через несколько дней.