Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода в Москве Анастасия Кириленко, Карэн Агамиров.
Андрей Шарый: На Северном Кавказе и в политологическом сообществе в Москве обсуждают итоги встречи президента Ингушетии Юнуса-Бек Евкурова с представителями враждующих ингушских семей. Президенту удалось добиться публичного примирения нескольких фамилий, и обозреватели выражают все более уверенное мнение в том, что новому руководителю республики отчасти хотя бы удастся положить конец кровопролитию, вызванному кровной местью.
Действительно ли это реально?
Анастасия Кириленко: На встрече с представителями семей Юнус-Бек Евкуров заявил, что "кровная месть - это трагедия не только для пострадавших семей и родов, в которых погиб человек, но и для семей и рода, чей родственник совершил это убийство".
Призвав собравшихся простить друг друга, Евкуров сказал, что прощение кровников - богоугодное дело. Он также напомнил участникам встречи об уголовной ответственности за кровную месть.
Представители двух семей - Тангиевых и Ганижевых, которые враждовали с 1970 года, заявили о желании примириться. От кровной мести отказались и семьи Евлоевы и Албогачиевы.
Карэн Агамиров: В Ингушетии считают, что процесс примирения в случае успеха заметно поднимет авторитет нового президента.
Один из лидеров ингушской оппозиции Магомед Хазбиев считает, что Юнус-Бек Евкуров подал хороший сигнал обществу, раздираемому враждой и конфликтами.
"Если люди поддержат призыв президента, - заявил Хазбиев в интервью газете "Коммерсант", - то это заметно усилит его (президента) влияние".
О необходимости примирения кровников, как о национальной идее, Юнус-Бек Евкуров рассуждал на съезде народа Ингушетии 31 января этого года.
У микрофона Радио Свобода - руководитель ингушской правозащитной организации "Машр" Магомед Муцольгов.
Магомед Муцольгов: Помирили три семьи. Это три души, три человека, в принципе, кто должен был быть убитым, не будут убиты. Это очень важный и очень большой результат. Подобная акция продолжится 23 февраля, в день нашей депортации, это день памяти, есть планы сделать это днем еще и примирения кровников.
180 человек - это люди, которые объявили официально кровную месть. Так положено по традициям, обычаям. Есть и другая сторона происходящих здесь событий, это люди, которые не будут объявлять кровную месть, но, тем не менее, будут пытаться отомстить. Это люди, чьи родственники были убиты в результате обстрелов, были похищены. Людей, которые хотят отомстить, намного больше, но именно пытаться исправить эту ситуацию - основная задача и власти, и общества в целом, духовенства и авторитетных просто людей, совет старейшин, все должны работать для спасения этих людей. Незаконные действия со стороны силовых структур, неадекватное применение силы, похищения и убийства мирных граждан только стимулируют и способствует развитию вооруженного сопротивления, антиправительственных настроений, подрывает авторитет региональной и федеральной власти.
У Евкурова есть реальный вотум доверия очень большой, потому что люди надеются, что он изменит ситуацию. Я думаю, его власть ограничена, многое зависит от поддержки Дмитрием Анатольевичем Медведевым Евкурова здесь. Евкуров не коррупционер и сегодня вопрос о продажи должности на высшем уровне не стоит.
Анастасия Кириленко: А теперь - взгляд из Москвы. Руководитель независимой общественной организации "Центр политической информации" Алексей Мухин размышляет.
Алексей Мухин: Примирение кровников, в частности в Ингушетии, это практика, которая применяется в Дагестане и так далее, это реально. Механизм следующий. Необходимо, чтобы старейшины или авторитетные люди - а президент Ингушетии, безусловно, является авторитетным человеком - помирили стороны. Это возможно теоретически. В случае, если стороны готовы прийти к примирению, то такая схема работает и действует. Поэтому смысл предложений Евкурова, он, безусловно, есть. Другое дело, удастся ли достичь компромисса между кланами, которые враждуют веками, что называется. Это большой вопрос. Те противоречия, они носят характер действительно радикальный. Я не думаю, что какая-то статистика может адекватно отразить ту ситуацию, которая на сегодняшний день присутствует в Ингушетии, просто в силу того, что некоторые семьи и кланы скрывают факты кровной мести, да и сами правоохранительные органы не заинтересованы в регистрации таких явлений, потому что это чрезвычайно портит ту самую картинку. Евкуров таким образом сможет подтвердить свой статус авторитетного чиновника, авторитетного начальника. И это в значительной степени повысит его рейтинг внутри республики и, соответственно, в Кремле.
Анастасия Кириленко: Полагает Алексей Мухин.
Карэн Агамиров: Сегодня в Совете Федерации состоялось первое заседание комиссии Совета законодателей по проблемам Кавказа. Первый заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин проинформировал.
Александр Торшин: вопросы, которыми мы будем заниматься, это вопросы социально-экономического развития региона, вопросы соблюдения прав человека. Самый широкий комплекс проблем захватим, которые будут попадать в центр внимания общественности, резонансные вопросы, в том числе и вопросы конфликтных ситуаций. Первый регион будет, мы выезжаем в Нальчик, уже 19-го числа я выезжаю, поедут еще и члены комиссии туда посмотреть ситуацию накануне выборов.
Карэн Агамиров: Дойдет очередь и до Ингушетии.
Популярное
1