Ссылки для упрощенного доступа

Франция вспоминает революцию


Празднование Дня Республики во Франции
Празднование Дня Республики во Франции
221 год назад толпа парижан в сопровождении революционных лозунгов захватила королевскую тюрьму в крепости Бастилия. Комендант и немногочисленный гарнизон этого "оплота абсолютизма", как его называли революционеры, были убиты. Освобождены немногочисленные узники.

Это только потом в революционной мифологии взятие Бастилии приобрело совсем другие оттенки и другое – более масштабное – значение. Главные политические события начала Великой Французской революции происходили в эти дни совсем в другом месте – в Версале, где заседали Генеральные Штаты, которые был вынужден собрать король Людовик XVI. Именно в Версале была сформулирована политическая программа так называемого "третьего сословия", противостоящего дворянству и духовенству, политическая программа начинающейся революции. Но, так или иначе, именно 14 июля – взятие Бастилии – стало символом политического переворота и новой французской государственности. Сегодня это – День Республики. И его отмечают как государственный праздник. О том, что это за праздник с исторической и идеологической точки зрения, Радио Свобода рассказал Павел Уваров, член-корреспондент РАН, специалист по французской истории:

– Самое главное, что надо знать: французы не отмечают День взятия Бастилии. У них в этот день другой праздник – День Республики, это совершенно разные вещи. Поэтому когда в России ввели весьма сомнительный праздник 4 ноября и отменили 7 ноября, все критики этого нововведения сразу же заговорили о Франции: там, мол, народ празднует дату своей революции, а мы – нет. На самом деле французы празднуют нечто иное. Спустя сто лет после взятия Бастилии было решено отмечать День Республики как день национального единства, единства французской истории, дату провозглашения республики, республиканских ценностей, которые абсолютно не исключают ценностей монархических, что очень важно. Поэтому этот праздник прижился и празднуется до сих пор. Время от времени возникают споры относительно ценности французской революции. В конце концов, договорились, что все-таки это была революция, которая выдвинула на первый план права человека.

О бытовом аспекте общенационального праздника рассказывает Клэр Бигг – журналистка Радио Свобода, родившаяся и выросшая во Франции:

– Мне довелось видеть, как отмечают этот праздник в Париже и в провинции. В Париже это большой уличный праздник, с огромным фейерверком на протяжении получаса. Огромная толпа на улице. Гуляют всю ночь, сидят на террасах кафе. А в провинции люди организовывают балы в зданиях школ или в помещении мэрии. В маленьких деревнях тоже отмечают с салютом. Не таким большим, как в Париже, но тоже очень здорово.

– Праздник называется День Республики. Среди ваших знакомых есть монархисты? Потому что для монархистов отмечать День Республики как-то не очень прилично.

– Знакомых монархистов у меня нет. Но на самом деле никто не задумывается о названии. Это просто по-настоящему народный праздник. Все, кто на улице, обнимаются, веселятся. А о том, что в этот день была взята Бастилия, никто особо не задумывается.

– А что говорят французы о деятелях той революции? Все-таки там было много крови, гильотины, террор и прочее.

– В школе нас учили, что взятие Бастилии – великий эпизод французской истории. Учителя истории с большим восторгом каждый год об этом рассказывают. Естественно, мы говорим о терроре, но в целом этим событием очень гордимся. Когда я уехала за границу, в Россию, мне часто говорили о том, что французы, мол, в те годы устроили целую резню. Тогда я очень удивилась и в первый раз поняла, что, может, не все нас уважают за эту революцию.

– Выходит, переезд в Россию открыл вам глаза на собственную национальную историю?

– Можно сказать, что да.
XS
SM
MD
LG