Ссылки для упрощенного доступа

Миновать туман. Ежику Норштейна поставили памятник в Киеве


Ежик не мыслим вне тумана
Ежик не мыслим вне тумана

В самом в центре Киева на пересечении улиц Золотоворотской, Рейтарской и Георгиевского переулка установлен памятник главному герою легендарного мультфильма «Ежик в тумане». Мультфильм был снят Юрием Норштейном еще в 1975 году.


В украинской столице достаточно много памятников в честь героев популярных литературных произведений и кинофильмов, но памятник мультипликационному персонажу появился впервые. Сидящий на пне Ежик с узелком установлен на пересечении киевских улиц Золотоворотской, Рейтарской и Георгиевского переулка. Фигура выполнена из дерева, а колючками послужили шурупы.


Увековечить главного героя мультфильма, ставшего классикой мировой мультипликации решила «Киевская ландшафтная инициатива». Вице-президент этой организации Владимир Колинько рассказал в интервью Радио Свобода: « Каждый день человек сталкивается с пространством на улице. И, как правило, особенно в настоящее время, у него настроение не слишком хорошее, потому что все серое, все плохо, Киев разрушается. Вот мы и решили сделать нечто, что вызывало бы у людей добрую улыбку, и было им близко. "Ежик в тумане", может быть, один из наиболее удачных таких символов для увековечения. Уже больше десяти различных скульптур, произведений, инсталляций — мы сделали на улицах Киева. Людям это нравится. И последняя возникла такая идея у скульптора, что вот сделать по мотивам мультфильма "Ежик в тумане". Прежде всего, это очень известный персонаж — мультфильм всех времен и народов. Вообще говоря, Ежик похож на сегодняшний Киев. Киев такой же вечный, он такой же "всех времен и народов" и такой же беззащитный, как "Ежик в тумане"».


Обрести мишку


«Ежику в тумане» уже почти 35 лет, но мультфильм по-прежнему пользуется популярностью на постсоветском пространстве. Многие цитируют его наизусть. Ленту даже признавали лучшим анимационным фильмом всех времен и народов. В чем причина такой невероятной популярности? Марина Дмитревская, главный редактор Петербургского театрального журнала, специалист по творчеству Юрия Норштейна отвечает на этот вопрос: «С одной стороны, конечно, фильм сделан из детства — из детства самого Юрия Борисовича Норштейна. Он об этом много писал, как он маленький в тумане пробирается, что-то видит. Конечно, есть такая лирическая составляющая этой популярности, потому что все мы помним свое детство и это блуждание в тумане. С другой стороны, наверное, вся наша жизнь тех десятилетий, что с нами Ежик, это тоже сплошной туман, в котором мы карабкаемся. Нам страшно. Мы хотим кого-то обрести — мишку. И мечта обрести мишку и сквозь этот туман как-то пройти, наверное, такое обобщение, наверное, тоже как-то ложится на душу тем зрителям, которые бесконечно "Ежика" смотрят и любят. Еще, думаю, то, что вся эта глобалистика про детство, про социум, про жизнь, про то, что мы все блуждаем, она все-таки сделана в фильме иронически. Там нет "пастилы", "сахара", "соплей", а есть такая как у настоящих романтиков ирония — романтическая ирония. Все это вместе покрывает потребности людей и в том, и в том, и в том. Им рассказывают про их жизнь от начала до конца. Им рассказывают про их желания обрести близкого человека, пробраться сквозь вот этот сон. И еще напоминает о том, как они были маленькие. Это достаточно того, чтобы столько лет фильм был так сильно востребован. Даже книжка по этому фильму пользовалась необычайной популярностью. А что касается памятника в Киеве, а как они будут вокруг памятника все время туман-то нагонять? Потому что важно, чтобы Ежик был в тумане! Потому что мы все Ежики в тумане. Но Ежик без тумана — это уже просто Ежик. Поэтому по поводу памятника не знаю, а по поводу мультфильма — вот так».


XS
SM
MD
LG