Ссылки для упрощенного доступа

Трагедия в Юго-Восточной Азии привела к невиданному в истории всплеску сострадания к жертвам стихии


Программу ведет Андрей Шарый. В программе принимает участие культуролог Борис Парамонов.

Андрей Шарый: Трагедия в Юго-Восточной Азии привела к невиданному в истории всплеску сострадания к жертвам стихии. Об этом – культуролог и публицист Борис Парамонов.

Борис Парамонов: Бедствие, обрушившееся на ряд южно-азиатских стран, имело неожиданное и, можно сказать, благое последствие – взлет добрых чувств, объединивших человечество для оказания помощи претерпевшим трагедию. В беде человек не только ожесточается, но и способен проявить лучшие свои свойства: самоотверженность, готовность прийти на помощь другому, мобилизовать ресурсы внутренней своей энергии. Это экзистенциальное испытание, пограничная ситуация – пишут философы. И вот выясняется, что люди в таких ситуациях способны на многое, способны раскрыть лучшее в своем «Я», да и в своем коллективном «Мы» - вот что важным оказалось.

Вспомнилось забытое: люди, человечество – это коллектив, единая семья, а еще лучше сказать – братство. Свобода и равенство – великие достижения и справедливо ценятся по высшему счету. Что же касается братства, то это не достижение вообще, а внутренняя потенция человека, нечто присущее ему от природы, некий инстинкт, благородный инстинкт – вот что важно. Можно обсуждать, даже критиковать ту или иную долю участия той или иной страны в спасательных усилиях, критиковать организацию соответствующих работ, давать рекомендации, но одного факта отрицать нельзя: человечество проявило поистине планетарную солидарность.

Чрезвычайно благоприятное впечатление произвел жест голливудской кинозвезды Сандры Буллок, давшей на помощь жертвам миллион долларов. Сандра Буллок показала себя не только доброй женщиной, но и культурной. И дело не только в том, что называется культурой чувств. Ее жест напомнил, для чего вообще существует богатство, какое применение надо ему искать, когда оно выходит далеко за пределы не только удовлетворения человеческих потребностей, но и превышает лимиты какой угодно роскоши. Оправдание богатства – в совершении добрых дел, благотворительности, филантропии. Филантропия – в буквальном значении это и есть любовь к человеку. Существует сложная культура филантропии, целые советы по организации дел благотворения, решающие, куда должны пойти деньги, выделенные богатым человеком. Но бывают ситуации, когда действует не расчет, хотя бы и благой, а сама человеческая природа, ее инстинкты. И вот на этом персональном случае Сандры Буллок мы убеждаемся еще раз, что природа человека выше мотивов животного, эгоистического порядка.

Человек все-таки царь природы, хотя природа и способна подносить ему такие испытания, как недавнее землетрясение и цунами. Тем более, необходимо сказать и о человеческой низости, проявляющейся, увы, и в таких случаях. Среди мотивировок благотворительной помощи есть и такая: воспользоваться ситуацией, чтобы ослабить влияние стратегического противника, выставить себя в более выгодном политическом свете. Подобного рода соображения, конечно, прозаичны, но в конечном счете и они работают на добро. Но ведь сделаны заявления уж совсем гнусные, можно сказать злодейские: это, мол, Америка и Запад организовали ядерные испытания в океане, чтобы пустить на мусульманские регионы убийственную волну…

Случаются события, выходящие за рамки повседневности, и тогда оказывается, что солидарность и стремление к добру не покинули человечество.

XS
SM
MD
LG