Ссылки для упрощенного доступа

Парламент Киргизии принял отставку Аскара Акаева


Программу ведет Арслан Саидов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Бишкеке Надежда Толкунова.

Арслан Саидов: Парламент Киргизии принял сегодня большинством голосов отставку Аскара Акаева с поста президента страны. Выборы нового главы государства назначены на 10 июля.

Надежда Толкунова: За досрочное приостановление полномочий экс-президента Акаева проголосовало подавляющее большинство депутатов. Однако, как предупредил исполняющий обязанности генерального прокурора Азинбек Бекназаров, такое предложение парламентариев не означает отставку бывшего главы государства и оставляет Акаеву шанс отозвать свое заявление о досрочном сложении полномочий. Необходимо добиваться именно отставки бывшего киргизского лидера либо объявить Акаеву импичмент путем референдума, подчеркнул Бекназаров.

Между тем, парламентарии так и не смогли прийти к консенсусу по вопросу реприватизации собственности бывшего президента. Часть депутатского корпуса настаивает на отнятии всего имущества семьи Аскара Акаева, другие законодатели выступают за лишение только части собственности самого бывшего киргизского лидера. Дебаты по этому вопросу в парламенте продолжатся. Депутаты также назначили новую дату досрочных президентских выборов, теперь они пройдут 10 июля, а не 26 июня, как это предполагалось ранее. Как пояснил спикер Омурбек Текебаев, президентские выборы перенесены на более поздний срок, чтобы все кандидаты в президенты успели к ним подготовиться.

Арслан Саидов: Политическую ситуацию в Киргизии мы обсуждаем с доктором исторических наук, профессором МГИМО, президентом Фонда поддержки востоковедческих исследований Сергеем Лузяниным.

Сергей Геннадьевич, вы хорошо знаете ситуацию в республике. Как вы думаете, почему вопрос об отставке Акаева затянулся почти на неделю?

Сергей Лузянин: Причина ясно. Дело в том, что часть политиков, которые пришли к власти в Киргизстане, хотели бы добиться от парламенте не отставки, а импичмента для открытия или возбуждения уголовного дела, - это противники Акаева по бизнесу, в том числе, возможно, и теневому. Поскольку сейчас ситуация с этими 38 или 40 бывшими предприятиями акаевской семьи неясна, и по каждому идет разбирательство, то, конечно, если бы противники Акаева добились его импичмента, то следующий шаг был бы - уголовное преследование и, возможно, перераспределение собственности в руках других владельцев или каких-то групп, в том числе, я не исключаю, и полулегальных, теневых и криминальных.

Вторая причина связана с общим недовольством части парламента, хотя надо помнить, что это парламент проакаевский, фактически созданный под него. Поэтому естественно, что решение парламента о его отставке несколько повышает его шансы на то, что не будет открыто дело уголовное.

Арслан Саидов: Парламент страны все-таки отказался сохранить гарантии первому президенту Киргизии в полном объеме. Означает ли это, что Акаев теперь больше никогда не вернется в страну?

Сергей Лузянин: Скорее всего так. Поскольку, в общем, и так было ясно, что он либо будет проживать с семьей в Москве, либо в Турции. И сейчас этот факт тем более подтверждается, потому что я созванивался с Бишкеком вчера, со своими экспертами, - и антиакаевские настроения нисколько не ослабели в стране, и говорить о безопасности бывшего президента очень сложно.

Арслан Саидов: Как вы думаете, почему Акаев нашел прибежище сейчас, хотя бы и временное, в Москве?

Сергей Лузянин: Тут много есть причин. Во-первых, старые связи. Действительно, бывший президент Киргизии был неформальным другом Путина и вообще российской элиты. По многим причинам - это политические связи, союзнические связи, российский бизнес большие планы имел, кое-что уже при Акаеве было сделано. Скорее всего, это межличностные какие-то разборки, как сейчас говорят. Я считаю, что в России у Акаева есть неформальная, теперь уже неофициальная поддержка, но я не думаю, что это связано с каким-то крупным бизнесом его в России.

Арслан Саидов: Киргизия теперь будет готовиться к новым выборам главы государства. Кто, на ваш взгляд, будет претендовать на этот пост? И не внесет ли вопрос о лидерстве раскол в ряды оппозиции?

Сергей Лузянин: Конечно, внесет. Он уже внес. Дело в том, что с учетом переноса даты выборов с 26 июня на более поздний срок просматриваются три-четыре сценария развития ситуации вокруг президентских выборов и выдвижения тех или иных лидеров. Во-первых, это самый крайне невыгодный сценарий, который часть экспертов прокручивает, - вторая волна радикализации, которая якобы придет с юга, сметет нынешний режим, нынешнее правительство Бакиева, и появятся новые, неизвестные сейчас лидеры, которые заявят о себе либо легитимно, через президентские выборы, либо нелегитимно. Я не думаю, что этот сценарий реален, поскольку есть, конечно, проблемы на юге, но все-таки здесь появились некоторые возможности стабилизации.

Второй сценарий как раз связан с вашим вопросом - это такой авторитарный сценарий, то есть на волне некоторой дестабилизации, не системной, а частичной, беспорядков победа Феликса Кулова и установление жесткой президентской власти авторитарного характера, известной и популярной в Центральной Азии. Причем мы знаем, что Феликс Кулов действительно обладает определенным ресурсом, людским, и сейчас, после его реабилитации, конечно, его шансы значительно повысились.

А третий сценарий - это исламский такой сценарий, он мне тоже кажется чуть-чуть не то что надуманным, а таким конъюнктурным. На фоне тоже некой дестабилизации происходит реанимации или, точнее, активизация части политического радикального ислама, в частности "Хизб-ут-Тахрир" и других, и вот формирование некой такой исламской политической альтернативы нынешнему светскому режиму. Я не думаю, что этот сценарий вероятен, поскольку все-таки это возможно только в условиях системной дестабилизации и хаоса. А поскольку в этой дестабилизации не заинтересованы ни руководство Бакиева, ни его оппоненты, ни его противники, этот вариант вряд ли в Киргизии допустят.

И последний, четвертый - это то, что сейчас мы видим. Это, условно говоря, такой конституционный или конструктивистский сценарий, когда Бакиев, конечно, будет претендовать на пост президента, и, видимо, на этот же пост будет, конечно, претендовать и Кулов, и еще 5-7 как минимум политиков разного масштаба и калибра, но так или иначе это будет легитимный процесс. Причем я не думаю, что нужно надолго отодвигать выборы от 26 июня, поскольку тактически для Бакиева это не очень выгодно, ему, конечно, выгоднее тактически, чтобы выборы прошли побыстрее, пораньше.

XS
SM
MD
LG