Ссылки для упрощенного доступа

Дискуссия вокруг проблемы оказания медицинской помощи заключенным


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Татьяна Ваксберг.

Андрей Шароградский: В США развернулась острая дискуссия вокруг проблемы оказания медицинской помощи заключенным. Как выяснилось, в результате проведенного газетой "Нью-Йорк Таймс" расследования, организация "Здравоохранения в тюрьмах" не выполняет взятых на себя обязательств, что нередко приводит к смерти людей. Рассказывает наш корреспондент в Вашингтоне Татьяна Ваксберг.

Татьяна Ваксберг: К концу бракоразводного дела жена Брайана Тэтро снова обратилась с жалобой в суд. Муж позволил себе зайти в дом в ее отсутствие и взять то, что считал своим - лыжи и кое-какие другие принадлежности. Тэтро был преуспевающим 44-летним физиком, и адвокат у него был блестящий, но от тюрьмы он своего клиента не спас. Того уже судьи не раз предупреждали - не переступать порога дома жены без ее согласия.

Тэтро очутился в нью-йоркской тюрьме. Умирать он стал потихоньку уже на следующий же день. Дело в том, что Брайану Тэтро надо было ежедневно принимать по 32 таблетки, помогающих ему побороть болезнь Паркинсона. Тюремный же врач решил иначе, что пациент в этом вовсе не нуждается. Тэтро стали выдавать лишь по нескольку таблеток в день. Он впал заново вызвать врача, но ничего не помогло. Сестра сказала, что он претворяется, как и все остальные. На десятый день Тэтро умер.

Позднее к этому случаю приступили следователи, и пришли к выводу, что тюремные власти подстроили документы таким образом, чтобы вышло, что Тэтро умер уже на свободе. Следователи обнаружили и другое, что в нью-йоркской тюрьме таким же нелепым образом скончалось в общем десять человек, а по всей Америке их оказалось намного больше. Каждый раз повторялась одна и та же история - заключенные нуждались в определенном медицинском уходе, но его не получали. В большинстве случаев они даже не встречались с врачом. Вместо этого медсестры объявляли жалобы подстроенными и обвиняли их в том, что те всячески стремятся попасть в больницу, чтобы на время выйти из тюрьмы. Следователи также зарегистрировали как минимум шесть случаев самоубийств. Так некоторые заключенные спасались от мук болезни.

Обвиняемого определили - им оказалась организация под названием "Здравоохранение в тюрьмах". Она подписала договор с властями 28 штатов Америки, и этим обязалась обеспечивать медицинский уход за заключенными. Скандал оказался тем более неизбежным, когда оказалось, что власти шли на сотрудничество с этой организацией, вопреки множеству судебных исков, уже поданных родственниками погибших в других штатах.

Общественное мнение к тому, что происходит со здравоохранением в тюрьмах, привлекла газета "Нью-Йорк Таймс". Автор масштабного расследования, которое длилось полтора года, Пол Вон Зильбауэр написал о том, сколько стоит обеспечение здоровья заключенных. Это превратилось в индустрию, написал он. Каждый год на это уходит по 2 миллиарда долларов. Так же нью-йоркская тюрьма, в которой скончался физик Брайан Тэтро, за три года выплатила организации "Здравоохранение в тюрьмах" 254 миллиона. Как любое другое крупное расследование, и это тоже началось с обычной репортерской подозрительности. Вот что рассказал своим коллегам Пол Вон Зильбауэр.

Пол Вон Зильбауэр: Моя работа в "Нью-Йорк Таймс" сводилась к репортажам про тюрьмы. И когда вдруг стали поступать сведения о самоубийствах, а их было целых шесть только за первую половину 2001 года, мне показалось, что за этим кроется история покрупнее. Я рассказал об этом в газете, ссылаясь на статистику. Впервые с 1985 года было зарегистрировано так много самоубийств. Как-то логично было продолжить над этим работу, узнать - почему все это произошло.

Я попал на всю историю медицинского ухода за заключенными. Наткнулся затем на другие проблемы. Стал проверять как обстоят дела в других тюрьмах, в других штатах. Дальше, как всегда уже бывает, одни детали приводили к раскрытию других, пока не открылась вся дверь.

Татьяна Ваксберг: До 1976 года зарплату медицинскому персоналу в тюрьмах платило государство - посредников не было. В конце 60-х появились первые сигналы о том, что врачи издеваются над заключенными не хуже тюремщиков, а медицина стала орудием необоснованных и негуманных наказаний. Верховный Суд тогда постановил, что штаты обязаны обеспечить профессиональный уход за заключенными. С тех пор власти заключают договора с частными компаниями.

Почему же тогда и это не помогло? Отвечает Боб Коэн, главный эксперт федеральных судов по здравоохранению в тюрьмах.

Боб Коэн: Проблема медицинского ухода в тюрьмах сводится к тому, что врачи думают, в первую очередь, не о пациенте, а о властях. Просто если Фонд здравоохранения заключает договор с властями, то под словом "клиент" этот фонд подразумевает скорее тюрьму, городские власти или штат, но не самого пациента.

XS
SM
MD
LG