Ссылки для упрощенного доступа

Председатель Госсовета Дагестана Магомед Али Магомедов заявил о своей отставке


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Андрей Бабицкий .



Александр Гостев : Сегодня должно быть названо имя преемника председателя Госсовета Дагестана Магомеда Али Магомедова. Вчера он заявил о своей отставке. Сейчас в Махачкале находится Дмитрий Козак, полпред президента в Южном округе. Ожидается, что после консультаций именно он огласит имя нового руководителя республики Дагестан. Над этой темой работал мой коллега Андрей Бабицкий.



Андрей Бабицкий: Давно ожидаемая отставка председателя Госсовета Дагестана Магомеда Али Магомедова, руководившего республикой более 20 лет, не вызвала ни особенного интереса, ни заметного беспокойства у жителей республики. Они давно привыкли к тому, что процессы на верхних этажах власти идут помимо их воли и участия. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Дагестане Тимур Салимов.



Тимур Салимов : Заявление о сложении главой Госсовета Дагестана Магомеда Али Магомедовым своих полномочий не вызвало большого ажиотажа у основной массы дагестанцев. Население по большей части давно живет параллельно власти, пути их практически не пересекаются. Люди мобилизуются только тогда, когда какое-либо событие (например, невыплата пенсий или зарплат, арест или гибель близкого родственника, захват земельного участка и так подобное) касается их лично или их семей. В отдельных случаях мобилизация происходит по национальному признаку. В позапрошлом году, например, отставки председателя Госсовета требовали на многотысячных митингах представите аварской национальности. Но тогда это происходило по призыву признанных лидеров так называемого Северного альянса, группы оппозиционеров во главе с депутатом Государственной Думы Гаджи Махачивым, мэром Хасавюрта Сагидпаши Умахановым и олимпийским чемпионом по вольной борьбе Сайгидом Муртузалиевым.


В эти дни лидеры предпочитают отмалчиваться. Соответственно, и настроения в народе более или менее спокойные. "А что здесь волноваться? - говорит председатель Шамильского района общества потребителей Магомед Гасанов. - Они уже наверху все решили". Частный предприниматель Мурат Хавчеев считает, что отставка Магомеда Али Магомедова только с виду добровольная: да, вызвал к себе Путин, сказал - хватит уже, и дал ему возможность уйти красиво. А главный редактор ведущей республиканской газеты "Новое дело" Румина Эльмурзаева придерживается несколько иного мнения: "Думаю, Магомед Али Магомедов знал, что Путин не станет предлагать его в президенты. А это же позор - президент называет другую фамилию. Вот на опережение и сыграл".


Практически все опрошенные придерживаются мнения, что серьезных изменений в ситуации в республике не произойдет. Концентрированно это мнение выразил телеоператор Амир Амиров: "Наверное, согласовано уже все - кому какой кусок достанется. И гарантии, наверное, какие-то есть, по-другому он бы не ушел. Какая-то возня, дележка наверху будут, но нас это коснется".



Андрей Бабицкий: Магомед Али Магомедов еще вчера на закрытом заседании Госсовета назвал фамилию человека, которого он хотел бы видеть своим преемником. Это председатель Народного собрания Дагестана Муху Алиев. По неофициальной информации, кандидатура Алиева была единогласно одобрена членами Госсовета. Но почему именно он? Профессор Института мировой литературы, доктор наук Казбек Султанов уверен - задача Алиева сохранить в неизменном виде сложившуюся в Дагестане систему политического и государственного устройства.



Казбек Султанов : Основная задача была - найти фигуру компромиссную. Поэтому в числе названных четырех фамилий, конечно, Муху Алиев отвечает как бы этим требованиям. Во-первых, он аварец, что очень важно. Аварцы были отстранены от власти. Во-вторых, нейтральный человек, незамеченный в коррупционных играх, делах.



Андрей Бабицкий: Почему, собственно, вопрос власти столь принципиален для Дагестана? Проблема в том, что руководящие посты на основе давно заключенного соглашения в республике распределены между представителями четырех наиболее крупных этнических групп - аварцами, даргинцами, кумыками и лезгинами. Если даргинца Магомедова на посту руководителя республики меняет аварец Алиев, то второй по значению пост в Дагестане, должность председателя Народного собрания должен занять опять-таки даргинец. Это, кстати, могло произойти уже давно, поскольку еще при советской власти была отработана модель перехода ключевых позиций в руководстве от одного этноса к другому через относительно равные промежутки времени. Магомед Али Магомедов, руководивший республикой более 20 лет, явно пересидел в своем кресле.


Таким образом, Муху Алиев, благодаря тому, что он представляет аварцев, которые уже устали ждать своей очереди, по праву примет должность руководителя Дагестана. Говорит главный редактор агентства REGNUM Константин Казенин.



Константин Казенин : Дело в том, что другие кандидаты – это, так или иначе, люди, которые ассоциируются с определенными группировками, ведущими борьбу за власть и за собственность. Там будут довольные и недовольные, там будет решение в пользу кого-то и против кого-то другого.



Андрей Бабицкий: Казбек Султанов считает, что подготовленная федеральным центром смена лидеров в таком варианте никак не изменит к лучшему ситуацию в республике.



Казбек Султанов : Самая главная проблема, которая не решает этот выбор, - кризис доверия к власти. Все понимают, и все как бы безразличны к этим политическим играм без возможности что-то выбирать. Ощущение такое, что люди как бы брошены сами на себя, остаются один на один со своими проблемами в Дагестане. Торжество этих трех "к" - коррупционность, клановость, криминализация.



Андрей Бабицкий: По его мнению, новая и старая власть, как и раньше, совсем не готова к решению тех проблем, которые стоят сегодня перед Дагестаном. Помимо перечисленных Казбек Султанов называет еще и отсутствие всякого умения и желания вести диалог с оппозицией.



Казбек Султанов : Мне кажется, что все-таки центр не готов адекватно оценить эту ситуацию. Он не готов к диалогу. Назовите это какими-то альтернативными силами, но мы-то знаем, что если оппозиция в выборах не участвует, она все равно участвует в общественной жизни, в том числе и в экстремистских каких-то формах.



Андрей Бабицкий: Константин Казенин видит ситуацию иначе - проблемы есть, но они носят не столько политический, сколько социально-экономический характер.



Константин Казенин : Объективно нужно поднимать дагестанскую экономику, уменьшать безработицу, делать так, чтобы этот субъект Федерации был менее дотационным. Вот, что нужно делать. Тут ничего другого не придумаешь.


Как таковых межнациональных конфликтов, открытых конфликтов сейчас в Дагестане нет. Здесь задача будет скорее не допустить их возгорание.



Андрей Бабицкий: В любом случае, говорят оба эксперта, смена руководства республики в очередной раз доказывает, что статус-кво - стабильность, неизменность - это все синонимы нынешней кремлевской политики.




XS
SM
MD
LG