Ссылки для упрощенного доступа

Варшава угощает Европу квадратным корнем


Братья Качинские оказались для Европы трудными партнерами
Братья Качинские оказались для Европы трудными партнерами

Собравшиеся на встречу в Брюсселе лидеры стран ЕС собираются обсудить проект нового договора, который позволил бы организации функционировать более эффективно. Соглашение уже не называют конституцией – чтобы не раздражать противников реформ. Однако Лондон и Варшава заявляют, что сделанных им уступок совершенно недостаточно. Польша готова применить свое право вето, чтобы в случае крайней необходимости даже сорвать саммит.


«Ницца или смерть» - этот девиз, выдвинутый лидером либеральной партии «Гражданская платформа» Яном Рокитой более трех лет назад, когда Польша вела переговоры с Брюсселем об условиях своего вступления в Европейский Союз, пригодился бы и сегодня. Он стал своего рода фирменным знаком упорства, с которым Польша отстаивает свои позиции в Евросоюзе.


Споры по-прежнему касаются схемы голосования в Совете ЕС, то есть о влиянии каждой страны на принимаемые организацией решения. Сейчас в Евросоюзе действует принятая на саммите в Ницце система, которая, к примеру, дает 80-миллионной Германии 29 голосов, а 40-милионной Польше всего на два голоса меньше. Завершающий период своего руководства организацией Берлин предлагает перейти к «принципу двойного большинства», который предусматривает, что решения в ЕС могут приниматься при условии, что за них проголосуют не менее 55% государств-членов, в которых живут не менее 65% граждан ЕС. Такая система дала бы возможность четырем самым крупным странам ЕС блокировать любое решение Союза.


Премьер-министр Польши Ярослав Качинский мотивирует свое отрицательное отношение к германскому предложению следующим образом: «Не может быть так, чтобы голос одного гражданина Европейского Союза имел в два раза больший вес, чем голос гражданина другой страны ЕС. Система голосования, которую нам предлагают, предусматривает именно такой принцип. На это согласиться мы не можем и предлагаем компромиссный вариант». Варшава предпочитает «двойному большинству» «принцип квадратного корня» - согласно нему каждая страна ЕС имела бы в Совете количество голосов, пропорциональное квадратному корню из числа ее жителей. Возвращаясь к примеру Германии и Польши, это было бы соответственно 9 и 6 голосов. Такая система уменьшила бы влияние крупнейших государств ЕС и добавила влияния малым странам. «За систему квадратного корня стоит умирать», - заявил польский премьер, очевидно цитируя лозунг «Ницца или смерть».


Твердую позицию правительства подержала, что бывает крайне редко, практически все партии оппозиции. Сейм и сенат Польши приняли специальные заявления, в которых высказывают поддержку кабинету министров и призывают ЕС «проявить большую солидарность». Инициатором голосования в парламенте по этому вопросу выступила оппозиционная «Гражданская платформа». «Когда государство идет на принцип, то правительство должно ощущать серьезную поддержку внутри страны», - заявил один из лидеров «Гражданской платформы» Бронислав Коморовский.


Нынешнюю позицию Польши не поддержал только Союз левых демократов – его представители вслед за бывшим президентом Александром Квасьневским заявили, что «не намерены умирать за квадратный корень». «Сила Польши должна быть в силе польского общества. Мы хотим, чтобы Европейский Союз был сильной структурой и не хотим портить отношения с нашими партнерами», - отметил лидер СЛД Войцех Олейничак.


В Варшаве понимают, что вето Польши на нынешнем саммите может замедлить интеграционные процессы в ЕС. Однако глава МИД страны Анна Фотыга не считает это большой проблемой: «Евросоюз продолжает функционировать, ничего страшного не происходит, нет никакой трагедии. Плохо, что создается атмосфера катастрофы вокруг саммита. Да, реформа нужна, но подходить к этому нужно с холодным расчетом, не поддаваясь эмоциям».


XS
SM
MD
LG