Ссылки для упрощенного доступа

Об исторических катаклизмах, сопутствовавших первому празднику весны, беседуем с протоиереем Михаилом Ардовым, настоятелем храма Царя-Мученика Николая Второго



Владимир Кара-Мурза: Предстоящие выходные предельно насыщены трагическими и праздничными датами. О том, как они перекликаются с современной действительностью, мы беседуем с Михаилом Ардовым, настоятелем храма Царя-Мученика Николая Второго. Во-первых, завтра 91 годовщина февральской революции.



Михаил Ардов: Начало этой смуты. По-моему, вообще слово «революция» к февральскому перевороту, к такому печальному событию, пожалуй, не подходит. Это потом уже те люди, которым власть досталась, они это назвали революцией. Действительно то, что потом произошло в октябре, вот это похоже на революцию. А это какая-то смута. Но тем не менее, это важное событие. Важность его в том, что закончился огромный период в истории мировой, когда, с нашей православной точки зрения, когда в мире существовала православная империя. После этого заговорщики, думцы, генералы, даже некоторые члены императорской фамилии, предатели вынудили царя отречься, почему он и записал: «Кругом измена, и трусость и обман». И в этих условиях он не мог управлять такими подданными. И кончился огромный период истории. До сих пор либералы посмеиваются над словами инока Филофея, но это действительно была катастрофа третьего Рима. Четвертому Риму, новой православной империи, как мы понимаем, не бывать, потому что православие не является более массовой религией и это невозможно.



Владимир Кара-Мурза: Станислав Думин, герольдмейстер Российского императорского дома, снимает с императора вину за произошедшее.



Станислав Думин: Вся история России показывает, что те государи или правители, которые начинали реформы, как правило, гибли под ударами тех, кто считал, что они недостаточно активно реформируют. В данном случае февральская революция была, наверное, с одной стороны результатом заговора, с другой стороны результатом реального кризиса в стране. Был заговор, в котором участвовала группа высшего генералитета, была акция, направленная с призывом к государю отречься, были контакты высшего генералитета с руководством Государственной думы. Но самое главное может быть, если бы это не произошло тогда, это не произошло бы никогда. Потому что на весну было намечено выступление, оно было на этот раз хорошо подготовлено. Если бы были успехи на фронте, соответственно, ослабло бы напряжение в тылу. То есть много было таких. Эта акция произошла в тот момент, когда это было максимально эффективно.



Михаил Ардов: С ним, я думаю, трудно не согласиться, безусловно, это так. Государь, действительно его вина, если она и существует, минимальна. Правда, кое-кто говорит, что законами не предусмотрено отречение, такая система передачи. Но тем не менее, он это делал, как в последствии говорил патриарх Тихон, для блага России, поскольку так ему пытались внушить. И я должен сказать, я недавно читал хорошую статью на эту тему, в течение какого-то количества месяцев к нему приходили люди, пытаясь открыть глаза на какие-то темные силы, имелась в виду непомерно раздутая фигура Распутина и так далее. И кто-то ему сказал такую фразу, что надо заслужить доверие народа. И государь сказал: «Вам не кажется, что народу надо заслужить мое доверие?». К этому моменту народ был абсолютно растлен. И эти крики «долой самодержавие», все эти демонстрации, все это подогревалось большевиками и немецкими агентами, многими такими силами, которые хотели повалить. Безусловно, это так. И вообще я написал маленькую статью под названием «Три пророчества». Первое пророчество 1862 года Феофана Затворника о том, что Господь часто убирает, отбирает благочестивого и доброго царя у народа, который сделал себя этого недостойным. В 1882 году замечательный архиерей Амвросий Харьковский говорил, что можно не только предсказать, но и исчислить когда произойдет падение нашего великого народа. Это будет тогда, когда число людей, отвлеченных ложным современным просвещением, будет больше, чем число добрых христиан. И наконец, за десять лет 17 года святой Иоанн Кронштадтский сказал предельно конкретно: «Береги, Россия, своего доброго и благочестивого царя. Если убережешь, будешь еще долго и славна и сильна. Если не убережешь, и царя твоего убьют, и тебя обесславят, и имя твое у тебя отберут». Представляете, это абсолютно то, что случилось.



Владимир Кара-Мурза: Историк Рой Медведев, бывший народный депутат СССР, считает февраль фатальным стечением обстоятельств.



Рой Медведев: Февральская революция - это было своеобразное ГКЧП, как в 91 году. Отставка императора, кризис власти. Февральская революция была начата даже не народом, а значительной частью военных верхов. Командующие фронтами обсуждали между собой, что нужно сменить одного царя другим, это поддержала и верхушка думы. Возникла просто анархия. Это породило цепь событий, которые привели к тому, что мы сегодня называем Февральской революцией. Февральская революция – это обвал империи, он произошло в какой-то мере стихийно. Не было никакого организатора этой революции, не было никакого восстания, не было никакой партии, которая планировала эту революцию, она была стихийная, поэтому и закономерная, остановить ее было нельзя.



Владимир Кара-Мурза: Она началась по новому стилю 8 марта.



Михаил Ардов: 8 марта, а по-старому 23 февраля - два советских, мужской и женский праздник. Об этом мы еще потом можем поговорить. Что касается Роя Медведева, то он сказал то же, что говорил ,я только как человек внерелигиозный и историк. Но действительно все эти генералы - это просто прямые изменники присяги. Текст присяги русской армии, я его читал в специальной книге, там сказано, что если ты только узнал о готовящейся измене, о каком-то заговоре против императора, ты обязан этому воспрепятствовать и принять меры. А эти люди спокойно переговаривались, это были все изменники. Вот причина, одна из главных причин поражения белого движения, которому я симпатизирую, но они все, как говорил святой зарубежной церкви Иоанн Шанхайский и Сан-францисский, что за них надо молиться, но они все были предатели, включая Колчака и Деникина, все они радовались, ну и получили.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос москвича Александра.



Слушатель: Здравствуйте. У меня маленький комментарий, а потом два вопроса к отцу Ардову. Прежде всего я не разделяю такого восторга перед Николаем Вторым, он, по-моему, что-то вроде Горбачева. Когда ему предлагали уступить власть кому-нибудь поумнее и посильнее, он отказывался, упирался, а когда наоборот надо было упереться и подавлять все, он все сдал. А теперь у меня два циничных вопроса. Первое: в 1903 году в Белграде произошел военный переворот. Офицеры убили сербского короля Александра Абреновича, который находился под каблуком у своей супруги. Не кажется ли вам, что для России было бы лучше, если бы у нас произошло что-то подобное? И второе: царский военный министр Редигер (по поводу благочестивого и доброго царя) вспоминал, что когда он говорил Николаю Второму: допустимо ли терпеть в армии офицеров, которые, допрашивая арестованных женщин, тушат сигареты об их кожу? Николай Второй с усмешкой отвечал: «Это щекотно».



Михаил Ардов: Я ничего подобного никогда не слышал. Кроме того, во время революции государь уже не был правящим монархом.



Владимир Кара-Мурза: Имеет в виду 1905 года.



Михаил Ардов: Может быть. Вы понимаете, в чем дело, на государя клеветали при жизни, клеветали в советские годы и поток этой клеветы продолжается. И этот человек, который позвонил, он этой клевете верит. Я не могу его разубедить, да спорить с ним бесполезно.



Владимир Кара-Мурза: Прошедшие 90 лет сделали свое дело. Писатель Эдуард Лимонов, сопредседатель движения «Другая Россия», смотрит на историю с материалистических позиций.



Эдуард Лимонов: Царствование Николая Второго было совершенно обречено с самого начала и Ходынкой, и русско-японской войной, революцией 1905 года. Все общество было единодушно к Февральской революции, от конституционных демократов, от кадетов до большевиков. Февральскую революцию, если не ошибаюсь, приняли 42 политических партии и никто не пытался ни спасти царя, никто за него не заступился. Видимо, он сам понял, что деваться некуда. Последняя капля - это было поражение в Первой мировой войне, огромное количество трупов, предательство пронемецкой верхушки власти во главе с царицей. Пример, достойный подражания для современной России – узурпаторы должны уходить.



Михаил Ардов: Действительно, я и говорил, народ был растлен либералами-интеллигентами. Все рухнуло, потому что все сгнило – это действительно так. Но государь тут ни причем. Он как раз сохранил верность своему народу, своей армии. Что же касается этого бреда, что императрица представляла пронемецкую партию, то это тоже измышления тогдашних врагов монархии либералов и агентов, я думаю, той же самой германской разведки. В мемуарах есть замечательные совершенно слова государыни, сказанные в Петербурге. Там речь шла о том, что передать царскую семью арестованную немцам. На что Анна сказала, что после того, что они сделали государю, я предпочитаю умереть в России, но не быть выданной немцам. Это все абсолютная клевета, которую странно повторять в наше время.



Владимир Кара-Мурза: Можно напомнить, что и императрица и ее сестра Елизавета Федоровна причислены к лику православных святых.



Михаил Ардов: Мало того еще все забывают, все обвинители, все равно легион, что говорить, мы выросли на этой советской клевете на старую Россию. Во времена Временного правительства существовала комиссия, в которую входил, в частности, Александр Александрович Блок, которая разбирала влияние Распутина раздутое, и никакой вины за царствующей четой не было найдено. У меня есть книга, в которой человек, который этим занимался, к сожалению, архив пропал во время революции, но по его воспоминаниям все это совершенно ясно. Кроме того, у меня есть книга воспоминаний дочери доктора Боткина, также причисленного к лику святых, потому что он разделил участь царственных мучеников вместе с другими верными слугами, который сказал по поводу раздувания фигуры Распутина, его влияния, он сказал, что «если бы не существовало Распутина, на это место придумали бы кого-то другого, раздули бы влияние. Может быть таким бы образом писали про меня». То есть это был повод - это не причина. Нужно было порочить царя и его семью. Распутин была удобная фигура.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос москвича Владимира.



Слушатель: Здравствуйте. Николай Александрович был глубоко верующий и глубоко порядочный человек. Но он как отец страдал в виду болезни сына. И это настолько его терзало, настолько ему не давало спокойно работать, что он даже и управлять не мог, настолько он был. И меня всегда волнует, как так могло получиться, что царю в жены дали девушку с таким тяжелым наследственным заболеванием?



Михаил Ардов: Дело вот в чем, что вообще это заболевание было распространено в царственных домах. Такая точно история была, как я знаю, у Бурбонов в испанском дворе. Там тоже была женой короля, наверное, тоже принцесса, может быть внучка королевы Виктории, которая носила гемофилию. Но подлость этой болезни в том, что определить ее можно только уже по мальчику, которого эта женщина родит. А так определить, что эта женщина потенциально несет это заболевание, невозможно.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос москвича Магомеда.



Слушатель: Добрый вечер. Скажите, пожалуйста, Феликса Эдмундовича Дзержинского убрали с Лубянки. Он же работал во времена руководства Ленина, наверное, свет такого не видел такого шатуна.



Владимир Кара-Мурза: С Лубянки Дзержинского убрали при Ельцине, а сейчас как раз хотят его вернуть на Лубянку.



Михаил Ардов: Временно, увы.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем москвича Виктора Ивановича.



Слушатель: Добрый вечер, Владимир Алексеевич, добрый вечер, отец Михаил. Отец Михаил, вы, наверное, знаете игумена Иеронима, который говорил, что царь-мученик. И своим духовым чадам, одному чаду дал рубль с изображением царя, снял с себя и дал ему. И так же говорил о Распутине. Второе: о монахине Ольге, которая в 77 году сказала, что после ее смерти все растащат.



Владимир Кара-Мурза: Очевидно, радиослушатель намекает на какие-то чудеса, которые должны быть явлены.



Михаил Ардов: Сейчас, к сожалению, очень много всяких апокрифов. Такое время несколько смутное в православии. Не будем в это углубляться, но, например, забегая вперед скажем, что существуют такие легенды, что московская святая Матрона давала советы самому Сталину через своего брата, который у Сталина служил в охране и по ее указаниям Сталин что-то выполнял. Можете представить, насколько реалистичны подобные предположения.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем москвича Эмиля Викторовича.



Слушатель: Добрый вечер, господа. Господин Ардов, будьте добры, прокомментируйте два следующих мнения, причем они к либералам никакого отношения не имеют. Первое: Анастасия Ивановна Цветаева считала, что Николай Второй не способен был командовать даже пехотной ротой. Второе мнение – Палеолог, посол Франции в России. Увидев, что творилось в конце 16 года в Петрограде, он сказал, что или законы истории перестанут действовать, или Россия на грани революции.



Михаил Ардов: Что касается Анастасии Ивановны, я ее тоже знал. Сестры Цветаевы при всем таланте, все-таки были взбалмошные дамы. Я не думаю, что суждение Анастасии Ивановны о чем-нибудь армейском стоит какого бы то ни было внимания. Что же касается второго, надо сказать, что послы Франции, Англии также интриговали против государя, у них были свои масонские интересы. Там очень много сошлось сил, которые валили Российскую империю - и немецкий генеральный штаб, и либералы, думцы. Все это сошлось в одну точку. Но самое главное, что народ был растлен, он перестал быть достоин нормального монархического устройства и получил после этого и Ленина, и Сталина, и страшные две войны, и все такое прочее. И сейчас, как мы понимаем, отнюдь не благоденствует.



Владимир Кара-Мурза: Будет годовщина похорон Сталина в воскресенье. Вы помните это время?



Михаил Ардов: Да, я хорошо помню. Мало того, я видел, его я прошел в Колонный зал. Должен сказать, что поскольку я воспитывался в семье, где жила Ахматова, и мой отец был достаточно разумный человек, то там у нас дома культа Сталина не было. Все-таки мне показалось довольно интересно, и я со своими двумя одноклассниками с легкостью проникли в течение двух часов, потому что мы шли не там, где люди убивались и давились, а мы шли по улице Горького с той стороны, откуда выходили. И таким образом мы дошли до Пушкинской площади, а там мы шли дворами и в конце перелезли через сараи, через крышу и вышли прямо к Камергерскому переулку. Я это хорошо все помню. Помню музыку, помню огромное количество зелени. Такого особого впечатления не произвело. Вообще тризна страшная, то, что государю до сих пор кое-кто не может простить, что произошла катастрофа на Ходынском поле. Конечно, это страшно, ужасно, но вот эта тризна по Сталину была даже и пострашнее.



Владимир Кара-Мурза: Философ-публицист Виктор Аксючиц, бывший депутат Верховного совета России, винит в событиях Февральской революции цепочку субъективных факторов.



Виктор Аксючиц: Если бы не слабоволие императора, то империя не была бы повергнута. Решающим моментом было отречение императора, которого вынудили, с одной стороны предательство элит, его окружение, с другой стороны, конечно же, его слабоволие. После этого все покатилось предопределенно совершенно. И вместе с тем, если бы не было большевистской партии, не было бы октябрьской революции. Без германских денег тоже не было бы октябрьского переворота. Без злого гения Ленина тоже не было бы октябрьского переворота. Опять же, если бы Керенский не предал Корнилова, тоже никакого бы октября не было бы. Таким образом, мы видим, что все эти факторы вполне субъективны исторически, они не были предопределены. Вместе с тем все эти субъективные факторы выстроились в роковую линию судьбы России. Все это говорило о том, что, к сожалению, общество, государство очень сильно больны.



Владимир Кара-Мурза: Вспомнили Сталина.



Михаил Ардов: Дело вот в чем, что касается слабоволия императора – это вопрос спорный. Как же он мог командовать когортой предателей, изменников присяги? У него не было верных людей. Все эти субъективности хорошо. Я же привел три пророчества, а их было гораздо больше, потому что люди духовные понимали, что все это рухнет, если народ будет по-прежнему отходить от церкви, растлеваться и будет наказан Богом. Мы и сейчас за это наказываемся.



Владимир Кара-Мурза: Сталин, тем не менее, попытался привлечь православную церковь в годы Великой отечественной войны.



Михаил Ардов: Он попытался привлечь православную церковь, когда его приперло, а до войны закрывал и взрывал. Сталин – это, конечно, сейчас о нем очень много вспоминали, вчера была дискуссия между Прохановым и Сванидзе по телевидению. И вот что интересно, что Проханов по голосованию победил, не очень сильно, но тем менее, мы понимаем, что фигура Сталина популярна. Тут прямо вспоминаются слова из Пушкина из «Бориса Годунова»: «Живая власть для черни ненавистна, они любить умеют только мертвых». Это одна сторона вопроса. А другая сторона вопроса, я как катон, если мне дают слово, я всегда хочу сказать: в нашей стране ничего хорошего не будет до той поры, пока процесс юридический на манер Нюрнбергского не осудит идеологию марксизма-ленинизма как человеконенавистническую, как приведшую к геноциду русского крестьянства, геноциду множества народов и так далее. И тогда роль Сталина будет выяснена и тогда может быть что-то такое и проявится. А пока люди нового поколения вообще ничего не знают ни про Сталина, ни про Ленина. Показывают то одно, то другое. Сталин, безусловно, великий человек. Вообще такие страшные события, как французская революция, она сначала породила Робеспьера, потом Наполеона, который, кстати, приехал с Корсики, как мы знаем. Так же точно эта революция породила Ленина, Дзержинского и Троцкого, а потом породила и Сталина, которого можно в каком-то смысле сравнить именно с Наполеоном, потому что он построил железную страшную гулаговскую систему и так далее. И он, конечно, был человеком совершенно поразительным, выдающимся. Недоучившийся семинарист, который устроил эту систему, следил буквально за всем, в конце концов, он привел в некоторый тупик. Но она как работала, весь мир дрожал перед этой страшной машиной. И если вы мне позволите, я хочу рассказать историю, которую недавно узнал. Я тут встретился по случаю с Генрихом Боровиком, который мне рассказал замечательную, на мой взгляд, историю. История такая: Александр Николаевич Яковлев, которого мы все помним, он недавно скончался, пиком его еще советской карьеры было то, что он был членом политбюро ЦК КПСС, дальше только генсек выше.



Владимир Кара-Мурза: Да, еще можно вспомнить одну дату, что 23 года назад ушел из жизни Черненко, и наступила эпоха Горбачева.



Михаил Ардов: Будучи членом политбюро ЦК КПСС, Яковлев приехал первый раз в Грузию, в советскую еще Грузию. Можете себе представить, как такого начальника из Москвы принимали. Они его поили, кормили, показывали горы, водопады. Он просто в страну эту влюбился. И в конце своего пребывания он то ли в виде тоста, то ли просто так произнес такую речь. Он сказал: у вас такая дивная страна, так красиво, вы такие гостеприимные, у вас чудные виноградники. Но как же получилось так, что из вашей страны вышел такой монстр как Сталин. И человек, кажется, по фамилии Лордкипанидзе, режиссер, так мне Боровик говорил, ему ответил так: «Мы согласны подумать над ответом на ваш вопрос, но сначала мы хотим получить ваш ответ на наш вопрос. В свое время от нас на север уехал молодой человек, он писал стихи, учился в семинарии, фамилия была Джугашвили. Что вы с ним такое сделали, что он превратился в Сталина?». По-моему, хорошая притча.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос москвича Олега.



Слушатель: Здравствуйте. Вы начали с мистических совпадений, поэтому я тоже к ним перейду. Совпадений дат. А именно все говорят, что Путин очень воцерковленный человек, что во всем разбирается. Я не могу понять, как же так было допущено, что имя нового президента стало известно с началом мясопустной недели?



Михаил Ардов: Вы знаете, честно вам скажу, очевидно, наша элита хочет показать себя не кровожадной, а когда мясо не едят. Если серьезно говорить, я не готов отвечать. Религиозную веру человека истинную знает только Господь Бог. А что касается воцерковленности, наверное, знает тот, кто исполняет должность духовника Путина.



Владимир Кара-Мурза: Как вы думаете, в Кремле сопоставляют церковный календарь и гражданский? Например, Ельцин в свое время в вербное воскресенье провел референдум «Да, да, нет, да» и победил на нем.



Михаил Ардов: Думаю, что маловероятно. Я знаю из этого только одну историю времен как раз, по-моему, Сталина, когда, так бывает изредка, бывает, что Пасха, наш самый главный праздник, выпадает на первое мая. Но по советским временам это было совершенно неправильное с идеологической точки зрения совпадение и хватились поздно начальники, как я понимаю, и написали письмо официальное патриарху с просьбой перенести Пасху на другой день с 1 мая. Но это быстро закончилось. Потому что товарищ Сталин учился в семинарии, он понимает, что Пасху перенести нельзя.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос из Тулы от радиослушателя Николая.



Слушатель: Добрый вечер. Сначала замечание маленькое, а потом вопрос, если можно. Матрона родилась в Тульской области в имении Лидии Яновой - это село недалеко от Епифани. Так что все-таки святая она тульская, там есть церковь, посвященная ей, до сих пор очень много паломников туда ездит. А вопрос у меня будет такой к отцу Михаилу. Я до сих пор знал трех моральных лидеров – это Авраам у евреев, это Иисус Христос у христиан и Магомед у мусульман. Когда глава действующий в государстве назначает себя моральным авторитетом, вы как оцениваете состояние такого общества?



Михаил Ардов: Условно можно сказать, что господь Иисус Христос был лидером. Лидерами как раз были фарисеи, которые его отдали на распятье в те времена.



Владимир Кара-Мурза: Он был лидером оппозиции.



Михаил Ардов: Да нет, в том-то и дело, и не лидером оппозиции, он был вне этого, за что и мешал им в борьбе с римлянами. Это отдельная тема. Они хотели поднять революцию, а он расхолаживал народ, говорил о совсем других проблемах. Что же касается, кто кого назначает моральным лидером. Я думаю, обычно в таких случаях стараются не сами назначаемые моральными лидерами, а те, кто хотят им угодить и выделиться по части лести. Вот это, как правило, бывает. Но это бывает во все времена, во всех странах, рая на земле никогда не было и никогда не будет.



Владимир Кара-Мурза: Давайте перейдем к более веселым праздникам. В этот раз совпал коммунистический Международный день трудящихся женщин и Масленица. И тот, и другой, вы какой из них признаете?



Михаил Ардов: Видите в чем дело, я не признают никакой из них, потому что и то, и другое - это языческие торжества. При этом языческие, я даже в этой студии говорил, дело в том, что как по какой-то причине отступает истинная религия, истинная вера, немедленно проявляется язычество в самых разнообразных формах, или в древнеславянских верованиях как празднование Масленицы, сжигание ее. При этом всюду есть и у других славянских народов, только по-другому называется. А на Западе карнавал - это тоже был персонаж, с которым прощались, который судили и так далее. В свое время, когда святители древних времен христианизировали русский народ, они сделали следующее: они сказали, что вы празднуйте Масленицу на сырной седмице. Что такое сырная седмица? Это та самая неделя, на которой мы живем, она кончается. Это неделя подготовительная к Великому посту, когда усиливается молитва и уже некоторые ограничения пище, мяса православные люди в это время не едят, едят сыр, яйца, молоко, рыбу. К сожалению, язычество сильная вещь и поэтому вместо того, чтобы готовится к посту, русские люди придавались и продолжают по-язычески придаваться объедению, пьянству и так далее.


Сейчас вышла книжка довольно замечательного деятеля Сергея Николаевича Дурылина, там он очень смешно написал с точки зрения немцев: «Странный народ русский». Тут надо сказать, что первая неделя поста очень строгая, действительно много богослужений, там все время повторяет священник молитву, которую переложил Пушкин «Господи и владыка живота моего». «Владыка живота» по-славянски владыка жизни моей. Так вот немец говорит: «Какие русские интересные: они одну неделю объедаются блинами, а на следующую неделю ничего не едят, ходят в храм и молятся и жалуются Богу, что у них болит живот». Это все, конечно, очень печально. И священники, и архиереи, и в 18 веке Тихон Задонский, Митрофаний Воронежский с этим масленичным разгулом боролись. Но понятно, что одолеть это невозможно. А что касается 8 марта, то это тоже не наш праздник совершенно. Это праздник, установленный социал-демократами, вроде Клары Цеткин. В России он начал праздноваться в 1913 году, он доехал до России и у него, я бы сказал, в России должна быть плохая репутация. Потому что именно с этого торжества, с какого-то митинга петроградских женщин и начались в городе смута, демонстрации, стычки. И произошло то, что мы называем Февральской революцией. Даже по этой причине мне не хочется праздноваться этот праздник.



Владимир Кара-Мурза: Ветеран Великой Отечественной войны Елена Боннэр, вдова академика Сахарова, также не признает Международный женский день.



Елена Боннэр: Я сроду 8 марта никак не отмечала. Точно так же никак не отмечала 23 февраля. Почему 23 февраля считается мужским праздником? Я воевала, я между прочим женщина, мать двух детей, бабушка пяти внуков и одного правнука. Но всегда, начиная с 45 года, мой личный большой праздник был 9 мая и Новый год, помимо дней рождений всех членов семьи.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос москвича Сергея Львовича.



Слушатель: Добрый вечер, уважаемый Владимир Алексеевич, уважаемый отец Михаил. Есть понятие: кто забывает уроки истории, обречен на их повторение. А каково ваше мнение?



Владимир Кара-Мурза: Мы как раз вспоминаем все эти уроки.



Михаил Ардов: Мы стараемся не забывать. Но понимаете, к сожалению, история идет всегда не всегда прямыми путями и тот, кто ее творит, совершает ошибку. Мы стараемся не забывать. Я хочу сказать, немножко дополнить Елену Георгиевну. Для меня 23 февраля тоже не праздник и вот по какой причине. Он назывался Днем Красной армии - это было куда ни шло. Там тоже сомнительная была победа. Но то, что называется Днем защитника отечества - это ни в какие ворота не лезет. Потому что, на мой взгляд, защитниками отечества были белые войска, а красные были узурпаторами и теми, кто устанавливал страшную коммунистическую диктатуру, поэтому такое название никуда не годится.



Владимир Кара-Мурза: Для этой даты, вы имеете в виду. Слушаем москвича Николая.



Слушатель: Доброй ночи. Все-таки много мистического: и от Михаила до Михаила продержались Романовы, и от одного дома Ипатьевых до другого дома Ипатьевых прошествовали. Православные чего исповедуют, то имеют. Христос так сказал, что не мир вам принес, но меч. Отныне сын станет против отца, дочь против матери, разделятся семьи и домашние станут врагами твоими. Так или нет, батюшка?



Михаил Ардов: Абсолютно так, правильно. Только это не очень вяжется с историей дома Романовых. Да, действительно, от Михаила до Михаила, от Ипатьевского монастыря до дома Ипатьевых. Такие совпадения, такие вещи в истории известны и в других случаях.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем москвичку Ирину.



Слушательница: Доброй ночи. Я, конечно, желаю здоровья всем и Елене Георгиевне, и Михаилу, и вам, Владимир. Мне что-то последнее время не нравится, как современные пожилые люди отрекаются от всей жизни, как сейчас отец Михаил сказал – страшные, черные коммунистические дни. Но он же жил в эти дни, учился, прекрасно жил, прекрасно учился и стал таким, будем говорить, высоким человеком.



Владимир Кара-Мурза: Вы благодарны Сталину за ваше счастливое детство?



Михаил Ардов: Нет, я стал таким благодаря тому, что я воспитывался в семье, где культа Сталина не было, мой отец не был членом партии. В нашем доме жила Ахматова, туда приходил Пастернак и никаких иллюзий по поводу коммунистической системы у меня не было. Может быть благодаря этому при коммунистической системе в 80 году стал православным священником, то есть в те времена просто изгоем и вышел, что называется, из официальной советской жизни, хотя я был вполне обеспеченным литератором в те времена.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем Евгения, радиослушателя из Калуги.



Слушатель: Добрый вечер, отец Михаил. Вы говорили про пророчества, а вы не слышали новые пророчества: покаяние может русского народа начаться только с выноса Ленина.



Михаил Ардов: Вы понимаете, в чем дело, я довольно часто это повторяю: покаяние – это очень высокое христианское состояние. Истинного покаяния достигали только истинные подвижники, главным образом монахи. И покаяние должно начинаться действительно, по крайней мере, с осознания. А мы живем в такой стране, где осознание всего того ужаса, который тут был, ни у кого нет. И власть имущие этому не способствуют, а препятствуют. Они восстановили гимн советский, они восстановили красные тряпки в армии. Стоят палачам, и на мой взгляд, преступникам памятники, их именами названы улицы. Москвичи бьются, но не могут пробить московские власти, чтобы цареубийц Войкова, одного из цареубийц, просто хотя бы метро и район переименовали. Мало того, я всегда говорю: для того, чтобы надо снять сто или двести документальных фильмов, есть материалы, есть все, о всем, что сделала советская власть, начиная от подавления Кронштадтского мятежа, от того, как топили офицеров белых на баржах, что вытворяли чекисты, что такое было красный террор. Как Тухачевский подавлял с использованием химического оружия восстание тамбовских крестьян. Что такое было раскулачивание, как Сталин выкармливал Гитлера, чтобы развязать Вторую мировую войну. Вот это все нужно снять и крутить по телевидению вместо этих идиотских сериалов. Тогда может быть какое-то количество людей, у которых есть мозги, начнут понимать, что здесь было. И вот тогда может кто-то и придет к покаянию. Разумеется, я за то, чтобы эти псевдомощи, эти консервы, которые столько лет на Красной площади пребывают в этом чудовищной архитектуры сооружении, просто вынести и куда-то положить и никакого покаяния от этого не произойдет.



Владимир Кара-Мурза: Николай Петрушенко, бывший народный депутат СССР от Белоруссии, считает современные праздники кощунством.



Николай Петрушенко: Меня, например, возмутило сегодня не столько 8 марта, сейчас идет прием у Лукашенко женщин, сколько то, что на 22 июня, черную дату в истории не только Белоруссии, но и Украины, России и других союзных республик запланирован национальный праздник охоты и рыболовства. Поэтому я вспоминаю известное изречение Владимира Ильича Ленина из «Три источника и три составные части марксизма», что за каждыми политическими заявлениями, лозунгами, словами надо видеть интересы тех или иных классов.



Владимир Кара-Мурза: Интерес каких классов отражает карта нынешних государственных праздников? Какие бы из них вы оставили, какие бы отменили?



Михаил Ардов: Дело в том, я вам скажу, поскольку я как христианин признаю только христианские праздники. И при этом, мне кажется, что очень неудачно сделали день Казанской иконы Божьей матери, превратили в политическое событие, при этом с явной антипольской направленностью, что тоже довольно странно. Самые древние христиане, очень многие мученики становились мучениками потому, что они отказывались участвовать в языческих торжествах. А наша власть как власть неправославного государя, она языческая и праздники языческие. Есть один момент, что я не готов сказать, что давайте завтра все отменим. Например, для меня совершенно омерзительны эти новогодние торжества с Дедами Морозами, со Снегурочками, бездарной советской полумифологией, эту Снегурочку к этому Деду Морозу, извините, присобачили. Но я не могу сказать, что вы это все уничтожьте. Потому что я себе представляю какой-нибудь детский дом в каком-нибудь городке, где нищие, полуголодные дети влачат жалкое существование. Приходят эти смешные дикие персонажи, им дают подарки, у них хоть какая-то радость. Я не могу сказать: отнимите эту радость. Их надо просветить, чтобы они могли приобщаться к празднику светлого Рождества. Я своим говорю, что мы к этому не должны иметь касательства, но и осуждать тех, кто этому привержен. У них свои радости, осуждать не приходится, я могу только пожалеть. Все это по-советски бездарно. Вспомним, когда боролись с крестинами, придумали советский праздник с названием Звездины. Привозили детей в клубы, что-то бормотали. Это настолько все бездарно, жалко все. И так все и 8 марта, и 23 февраля, и 1 мая чудовищный совершенно праздник, который на Руси назывался день русалок и сопровождался чудовищной распущенностью и чуть ли ни свальным грехом. Это мне говорил покойный Лев Николаевич Гумилев. Главное, чтобы христианин к этому не имел отношения. Двоеверие всегда осуждалось и в Ветхом завете, и в Новом. Если мы веруем в церковь и Господа Иисуса Христа, то у нас есть свои праздники, а к этому не надо иметь касательства.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG