Ссылки для упрощенного доступа

Завершено предварительное следствие по делу Анны Политковской


Анна Политковская, 2001
Анна Политковская, 2001

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.

Андрей Шарый : Сегодня представители Следственного комитета при Генеральной прокуратуре России заявили о том, что предварительное следствие по делу убийстве обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской завершено. С сегодняшнего дня обвиняемые и потерпевший (сын журналистки) начнут знакомиться с материалами дела. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.

Данила Гальперович : Заявление представителей Следственного комитета при прокуратуре России о завершении предварительного следствия по делу об убийстве Анны Политковской не вызывает оптимизма у адвоката семьи Политковских Анны Ставицкой.

Анна Ставицкая : Расследование уголовного дела считается законченным. В суд передается дело и без заказчика, и без организатора и без непосредственного исполнителя этого убийства. Насколько я понимаю, сейчас передаются в суд материалы дела по нескольким фигурантам, которые имели не самое непосредственное отношение к этому делу. И, как я понимаю, следствие выделило материалы в отношении лиц, которых необходимо разыскать, то есть заказчика, организатора и исполнителя. У меня, естественно, возникает вопрос - зачем именно сейчас, в данный момент, передавать дело в суд, выходить на ознакомление, когда у следствия, в принципе, с точки зрения закона, еще есть время для того, чтобы хотя бы найти исполнителя, о котором уже так громогласно заявляют во всех средствах массовой информации, что он, в принципе, уже известен, но пока реально не пойман?

Данила Гальперович : Анна Ставицкая полагает, что особенно странным представляется тиражирование в средствах массовой информации имени предполагаемого убийцы Анны Политковской.

Анна Ставицкая : Я думаю, что если бы я была следователем, то, наверное бы, вряд ли распространяла имя исполнителя в средствах массовой информации. Потому как это дает возможность этому лицу скрыться. Он знает, что его разыскивают. Он может предпринять какие-либо меры для того, чтобы, естественно, спрятаться получше. Поэтому для чего это делается, мне не совсем понятно.

Я могу сказать, что только после того, как я ознакомлюсь с материалами дела, будет понятно, в принципе, причастен ли этот человек к этому преступлению или нет. Уже его называют как исполнителя убийства, но пока же доказательства не предъявлены.

Данила Гальперович : Заместитель главного редактора «Новой газеты» Сергей Соколов в интервью Радио Свобода назвал информацию о завершении расследования неверной и преждевременной. Он отметил, что можно говорить лишь о прекращении дела в отношении экс-главы Ачхой-Мартанского района Чечни Шамиля Бураева, обвинявшегося в пособничестве убийству.

Сергей Соколов : По поводу сенсаций, которые опять появились в различных средствах массовой информации, что дело Политковской закончено... Призываю всех коллег быть внимательными к тому, что происходит. Если внимательно посмотреть официальное заявление Следственного комитета, там сказано, что завершено расследование в отношении конкретных лиц, которые были названы. Это означает, что расследование по Политковской не закончилось, оно закончилось в одной своей части, в одной третьей, а то и в одной четвертой. И действительно, по четырем фигурантам, которых называл представитель Следственного комитета - два брата Махмудовых, Хаджикурбанов, бывший офицер УБОПа и подполковник ФСБ Рягузов, дела передаются на ознакомление для подготовки их в суд. Это правда, безусловно. Но стоит заметить, что тот же господин Маркин сказал, что дело по киллеру выделено в отдельное производство, и также в отдельное производство будет выделено дело по неустановленным лицам, то бишь по заказчикам, которых и следственная группа, и "Новая газета" продолжают искать. И, соответственно, то, что сейчас происходит, это первая серия.

Что касается того, что с Бураева сняты обвинения в причастности к убийству Политковской, это решение Следственного комитета. Ранее он был отпущен под подписку о невыезде, потом ему разрешили поехать к своим родственникам в Чечню. Что касается роли Бураева в этом деле, причастен он или не причастен, виновен или не виновен, у "Новой газеты" существуют свои предположения, которые были доведены до Следственного комитета, но комментировать их я считаю преждевременным, чтобы не осложнить дальнейшее расследование, которое продолжается. То есть говорить о том, что дело Политковской раскрыто, нельзя, и расследование не закончилось.

Наше собственное расследование продолжается, оно не закончено. У нас есть любопытные выводы и предположения.

Данила Гальперович : Представители журналистского сообщества также ждут от следствия большего. Говорит президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов:

Алексей Симонов: С одной стороны, я очень рад, что следствие объявило окончание, условно говоря, первого этапа. Поскольку, как я понимаю, то, что они сообщили, свидетельство того, что расследование не закончено. Убийца не пойман; он находится в розыске. Есть еще два-три человека, которым должно быть предъявлено отдельное обвинение. Однако у меня такое ощущение, что промежуточным этот этап стал не в связи с тем, что следствие было не в силах сделать то, что ему поручено, а в силу странных и довольно двусмысленных утечек информации, которые допускали и Московский городской суд, и Генеральный прокурор, и какие-то так сказать газеты. Это такая, может быть, не Пиррова победа следствия, но победа с весьма ограниченными последствиями.

Данила Гальперович : По словам Алексея Симонова, российскому обществу еще предстоит осознать ту роль, которую Анна Политковская сыграла в жизни страны.

Алексей Симонов : Это работа, которую надо сделать, потому что это работа. Это, на самом деле, работа с общественным мнением, которое, вообще, знает, что был такой журналист - Анна Политковская, фамилию которой Путин произносил сквозь зубы. Это недостаточно для увековечивания ее памяти.

Данила Гальперович : Журналистские организации за границами России сделали многое для того, чтобы имя Анны Политковской не было забыто. По словам Рэчел Коэн, ответственной в Международной федерации журналистов за правозащитную и информационную деятельность, работа убитой журналистки заслуживает более позитивной оценки и со стороны российских властей.

Рэчел Коэн : Если говорить о памяти об Анне Политковской и о ее журналистском наследии, то это человек, оставивший очень сильный, очень четкий след в профессии. Так будет и в международной среде, и в национальной. Наши партнеры в России, Союз журналистов России, в 2006 год был страшно потрясен ее убийством, и сделал много для того, чтобы ее имя осталось в истории, а ее наследие было изучено. Мне как раз кажется, что Анна была известной журналистской, что ее смерть отозвалась болью и в российском обществе тоже. Как раз эта реакция в дальнейшем, возможно, послужит причиной и для изменения мнения официальных властей России.

Данила Гальперович : Однако пока негативно-безразличная оценка, которую дал полтора года назад деятельности Анны Политковской Владимир Путин, не была пересмотрена ни бывшим, ни нынешним президентом России.

XS
SM
MD
LG