Ссылки для упрощенного доступа

Перемирие в Газе: отсчет пошел


Реальные и мнимые перемирия не сказались на учебном процессе в израильской армии. Отработка навыков ведения боя в городских условиях на полигоне Цеелим
Реальные и мнимые перемирия не сказались на учебном процессе в израильской армии. Отработка навыков ведения боя в городских условиях на полигоне Цеелим

В четверг вступило в силу соглашение о прекращении огня между Израилем и второй по силе палестинской группировкой ХАМАС, контролирующей сектор Газа. Неформальная договоренность может быть сорвана в любой момент, хотя наблюдатели расценивают ее как выгодную всем сторонам ближневосточного конфликта.


Соглашение предусматривает прекращение боевых действий на границе Израиля и Газы. То есть прекращение обстрелов палестинцами сопредельной территории из неуправляемых реактивных снарядов и ответных силовых акций со стороны израильской армии. Если в ближайшие часы эти действия не возобновятся, то с утра пятницы Израиль разрешит поставку в Газу ряда товаров повседневной необходимости. А на следующей неделе будут сняты все ограничения на трансграничную торговлю. Через две недели запланировано начать переговоры об открытии главного пропускного пункта на границе Газы с Египтом. Наконец, «в ближайшие дни», как сообщают источники в израильском правительстве, возобновятся консультации о возвращении на родину военнослужащего Гилада Шалита, захваченного арабскими боевиками два года назад и с тех пор удерживаемого в плену.


Соглашение о перемирии достигнуто в результате длительных непрямых переговоров, посредником в которых выступал Каир. Это первая договоренность такого рода между двумя сторонами. Ранее Тель-Авив отрицал даже теоретическую возможность контактов с радикалами, добиваясь безусловного возвращения Шалита. Лидерам ХАМАС достигнутое соглашение позволило поэтому заявить о важной дипломатической победе.


Срок действия договоренности составляет шесть месяцев. При этом наблюдатели отмечают, что прекрашение огня может сорваться в любой момент – хотя непосредственные участники соглашения и оставшиеся за его формальными рамками основные политические силы региона от него только выиграют. Как отмечает профессор Института востоковедения РАН Ирина Звягельская (с ней беседовал Кирилл Кобрин), оно позволит управляющему сектором Газа радикальному движению ХАМАС предотвратить гуманитарную катастрофу и тем самым укрепить свою поддержку у избирателей. Того же может достичь и премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт, которого склоняют подать в отставку из-за обвинений в коррупции даже ближайшие соратники – временная передышка на южном фронте будет ему зачтена. Контролирующему Западный берег Иордана палестинскому лидеру Махмуду Аббасу «перемирие в известной степени развязывает руки» для попыток добиться компромисса с соплеменниками-радикалами. Кроме того, как отмечает эксперт, соглашение открывает возможности для активизации контактов Тель-Авива с Дамаском. Президент Сирии Башар Асад уже высказался о перемирии положительно.


Г-жа Звягельская разделяет мнение наблюдателей, что слабым местом договоренности является раздробленность палестинских сил. В той же Газе имеется по крайней мере две других сильных группировки, которые имеют свои претензии к Израилю: «Вопрос в том, насколько хамасовцы могут контролировать людей из других группировок».


По мнению израильских военных экспертов, затишье на фронте позволит ХАМАС в кратчайшие сроки восстановить свои арсеналы.


XS
SM
MD
LG