Ссылки для упрощенного доступа

Сегодняшний факт. Открытие Международного Римского кинофестиваля


Кирилл Кобрин: Наша традиционная рубрика «Сегодняшний факт».


В среду стартовал Международный Римский кинофестиваль, который проводится уже в третий раз. Фестиваль, хоть и молодой, уже имеет бурную историю. Его чуть не закрыли, причем из-за попыток как-то выделиться из череды других киносмотров.


Говорит кинообозреватель «Российской газеты» Валерий Кичин.



Валерий Кичин: Римский кинофестиваль позиционировал себя с самого начала как фестиваль подчеркнуто демократический, фестиваль для публики. Кроме того, в отличие от Венеции, Рим располагает очень мощной фестивальной структурой, там существует фестивальный центр. Но демократичность этого фестиваля, его ориентация на публику, она по-своему сказалась на его характере, весьма своеобразном. Это пока на практике привело к тому, что на фестиваль, как у нас некогда в Советском Союзе, тамошние римские пионервожатые водят колоннами юных пионеров, то есть школьников римских. Естественно, детский галдеж под фестивальными сводами не может не сказаться уже на самом отборе фильмов для этого фестиваля.


Таким образом, этот фестиваль с самого начала сел как бы между двух стульев: с одной стороны – фильмы для публики, с другой стороны – хочется быть авторитетным. В прошлом году фестивалю удалось завлечь такого крупного мастера, как Коппола с его новой картиной. Жюри формируется при помощи интернета, где любой желающий зритель, любитель кино может высказывать свою точку зрения, свое мнение, и на основании анализа посланий сформировано так называемое зрительское жюри, которое, естественно, присуждает премии иначе, чем присудило бы профессиональное жюри. В этом году был странный выбор, которому я лично аплодирую, поскольку фильм явно хороший. Сделала его талантливый режиссер Гука Омарова, фильм называется «Баксы», «баксы» по-казахски «шаман». Но картина эта сделана главным образом Казахстаном с участием Германии и финансовым участием России. То есть русская жизнь на этом фестивале опять как-то будет представлена.



Кирилл Кобрин: В программе народного Римского кинофестиваля совсем не народные, не развлекательные проекты, такие, как коллективное творение нескольких режиссеров под названием «Восемь». Среди его создателей Вим Вендес, Гас Вансент и Джейн Кэмпион. И любопытный фильм, документальный, «Театр войны» - о постановке на Бродвее брехтовской «Мамаши Кураж». О противоречим между концепцией народного кинофестиваля и эстетическими устремлениями режиссеров – московский киновед Ян Левченко.



Ян Левченко: Что касается фильма «Восемь», это, на мой взгляд, попытка реанимировать классическую для кинематографа середины ХХ века практику сборников новелл от всяких знаменитостей. Это попытка не первая, далеко не первая. Более того, в начале XXI столетия такие попытки предпринимались неоднократно, я бы сказал, с таким политическим подтекстом, когда все вместе собираются всякие звезды и пытаются соорудить либо признание любви к родному или просто двоюродному городу, вроде фильма «Париж, я тебя люблю», или «Труба и Виолончель. На десять минут старше», которая была снята в честь известного фильма Подниекса, ну, и так далее. То есть это способы такого что ли режиссерского досуга и способ еще раз привлечь внимание к своей персоне и, скорее, способ для продюсера заработать деньги. Насколько это интересно зрителю – сложно судить. Зритель реагирует на имена, зритель реагирует на известные фамилии, и его совершенно не интересует название фильма и его тематика, как показывает опыт проката. Очень редко можно завлечь зрителя на определенный жанр, потому что жанров не очень много. В данном случае, конечно, это очень выигрышный ход. Тем более что здесь есть еще политкорректный аспект: фильмы посвящены борьбе с бедностью, фильмы посвящены ближайшему будущему, фильмы предлагают с точки зрения их создателей конкретные рецепты. Это, безусловно, политкорректный ход, который для Римского фестиваля, наверное, важен, потому что, как известно, сейчас происходит некоторая реструктуризация, происходит какая-то смена власти, смена хозяев и так далее, и сейчас, конечно, какие-то резкие движения им совершать не хочется.


Такой отбор здесь – в последнюю очередь они думают о зрителе и в последнюю очередь думают о народе. Они думают о себе и хотят просто сохранить фестиваль. Это, на самом деле, связано с тем, что режиссеры тоже думают только о себе, а в первую очередь о себе думает продюсер.



Кирилл Кобрин: Кинообозреватель «Российской газеты» Валерий Кичин и московский киновед Ян Левченко о некоторых фильмах программы Римского кинофестиваля, он открылся в среду.


XS
SM
MD
LG