Ссылки для упрощенного доступа

События сентября прошлого года кардинально изменили политические настроения жителей Северной Осетии


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.

Андрей Шароградский: События сентября прошлого года очень сильно, если не сказать кардинально, изменили политические настроения жителей Северной Осетии. Об этом говорят многие наблюдатели, подчеркивая особую роль североосетинской республики на Северном Кавказе. Тему продолжает мой коллега Олег Кусов.

Олег Кусов: Во время недавних вооруженных конфликтов в Южной Осетии и в Пригородном районе политические и общественные деятели в республике много говорили об исключительном отношении Москвы к осетинам. Республику в связи с этим часто называют форпостом России на Кавказе. Трагические события в Беслане изменили политические настроения многих осетин. Слово депутату Правобережного районного собрания Виссариону Асееву.

Виссарион Асеев: Да, мы исключительно пушечное мясо для Кремля. Форпост - это значит что-то в окружении врагов находящаяся какая-то часть.

Олег Кусов: Жители Северной Осетии в сентябре прошлого года поплатились за свой особый статус в регионе. Так считает бывший владикавказский диссидент и правозащитник Андрей Лебедев. На его взгляд, к организации теракта в Беслане могут иметь отношение российские специальные службы.

Андрей Лебедев: Почему именно Беслан? Почему не устроили, например, в Татарстане или еще где-то в России? Но видно тут был учтен менталитет. Осетины в 1992 году получили поддержку российской армии в своем конфликте с ингушами. Только лишь при помощи российской армии удалось разгромить ингушей. А за все надо платить. За дружбу с дьяволом надо платить. Поэтому руководство этой операцией правильно просчитало. В Карачаево-Черкесии погибли люди. Да, это люди далеко не безупречной репутации, но какие события произошли. А тут как-то все-таки, несмотря на отдельные попытки "Матерей Беслана", все происходит более или менее спокойно. Потому что даже в самом обществе осетинском нет каких-то единых критериев, которые бы сплотили общество. Вот то, что стреляли с огнеметов в наших детей - это плохо, но мы военных не судим. Хотя казалось бы, что дороже - жизнь 32 бандитов или жизнь 300 с лишним детей?

Олег Кусов: Кремль остается приверженцем старой имперской политики на Кавказе, утверждает эксперт Юрий Ханжин.

Юрий Ханжин: Кремлю выгодно разжечь ненависть и вражду между чеченцами и осетинами, между чеченцами и другими народами Северного Кавказа. Здесь просто-напросто просматривается имперская линия, которая определяла политику России бог знает с какого времени - со времени прихода на Кавказ. Это несколько столетий. Русские пытались проникнуть на Кавказ еще с начала XVI столетия. В любом случае они действовали именно по принципу "разделяй и властвуй", поддерживая покорных им властителей, подкупая их деньгами, делая ставку на тех, кто готов был подтвердить свою верность русскому царю, как бы он не пытался подавить стремление своих сограждан к свободе.

Олег Кусов: Но далеко не все осетины после трагедии в бесланской школе изменили отношение к власти. Так считает депутат Правобережного районного собрания Виссарион Асеев.

Виссарион Асеев: Я бы не сказал, что отношение кардинально поменялось. Оно поменялось у небольшой части людей, у той, кто как бы внутри есть стержень гражданского самосознания. Эта трагедия позволила как бы проявиться этому. Вы посмотрите, что произошло с Осетией. После этого назначение главы республики 7 июня. Если бы поменялось отношение Осетии к федеральной власти большей части, если бы в Осетии было гражданское общество, гражданское мужество, то там бы не 10 человек стояло в пикете голодовки, а вся республика. К сожалению, у осетин не поменялось отношение к власти. Они могут говорить в кулуарах, на кухне, но это не гражданская позиция. Те люди, у которых есть гражданская позиция, их место было на площади Свободы в то время.

Олег Кусов: Виссарион Асеев считает, что многочисленные трагедии последних лет в обществе мало чему учат россиян.

Виссарион Асеев: В Москве был "круглый стол", организованный Всероссийским гражданским конгрессом. Тема была - гражданское общество. Я там сказал, что эти слова "террористическая угроза" говорят о том, что наше гражданское сознание просыпается после террористических актов, каких-то катаклизмов. Когда конкретно именно этого человека затрагивает ситуация, тогда он прозревает и начинает думать. А то, что касается трагедии у людей за 100 километров от Беслана или от Москвы, их это мало волнует. В центре Москвы была трагедия, москвичи уже забыли об этом, я имею в виду "Норд-Ост".

На этом конгрессе я сказал, что не хочу жить в стране, где гражданское общество строит господин Путин.

Олег Кусов: Общественный Комитет "Матери Беслана", ведущий свое расследование теракта, основные обвинения выдвигает федеральному центру. Слово сопредседателю Комитета Анете Гадиевой.

Анета Гадиева: Мы считаем, что федеральные органы спровоцировали, не защитили, не спасли. Вот три момента, в которых мы их обвиняем. Действительно, ракеты летели с нашей территории, войска и так далее. Следовательно, если это ведется с нашей территории, то наша территория должна быть наиболее защищена. Потому что есть наибольшая опасность того, что именно нас будут в этом винить. Но ничего сделано не было. Естественно, у нас негативное отношение ко всей политике федеральной на Кавказе вообще, в частности, в Осетии.

Олег Кусов: Ставленники Кремля пытаются внушить осетинам, что расцвет их нации начинается с конца XVIII века, когда народ вошел под покровительство России. Продолжает Виссарион Асеев.

Виссарион Асеев: Осетия с Россией 250 лет. На Кавказе она несколько тысячелетий. Осетины должны понять, что, да, мы есть и будем другом России на сегодняшний день. Но будем ли и дальше другом России? Это уже вопрос не к Осетии, а к России. Осетины любят Россию, но Осетия не форпост, она часть Кавказа. Это осетины должны понять.

Олег Кусов: Эксперт по проблемам Кавказа Юрий Ханжин считает, что после событий в Беслане для жителей Северной Осетии наступило время выбора.

Юрий Ханжин: Если они поймут, что их место вместе с другими кавказскими народами, если они поймут, где их настоящие враги и настоящие друзья, то они не останутся этим форпостом. Вместе с другими независимыми республиками Северного Кавказа когда-нибудь возникнет и независимое государство Осетия - Алания.

XS
SM
MD
LG