Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Виктор Черецкий.
Андрей Шарый : В Испании развернулась широкая общественная дискуссия о расследовании обстоятельств взрывов в мадридских электричках, совершенных 11 марта 2004 года исламскими экстремистами. Выяснилось, что ключевые вещественные доказательства, фигурировавшие в деле, могли не существовать вовсе, а это ставит под сомнение перспективы судебного разбирательства. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Мадриде Виктор Черецкий.
Виктор Черецкий : После двух лет расследования выяснилось, что фигурирующее в деле основное вещественное доказательство - якобы брошенный террористами рюкзак с невзорвавшимся динамитом - не был найден, как считалось, на месте преступления в электричке. И вообще неизвестно, как он попал в руки правоохранительных органов. Газета «Мундо», опубликовавшая эту информацию, ссылается на старшего инспектора полиции Мигеля Анхела Альвареса. Этот полицейский руководил оперативной группой, которая собирала вещи в вагонах, пострадавших от взрывов. Осенью 2004 года, через несколько месяцев после трагедии, он уже подавал рапорт начальству, в котором говорилось, что среди обнаруженных им предметов, упомянутого рюкзака не было. На его показания никто тогда внимания не обратил. Теперь полицейский подтвердил свои слова лично следователю Национальной судебной палаты Хуану дель Ольмо, ведущему дело о взрывах.
История с рюкзаком вызвала политический скандал. Лидер Народной партии и парламентской оппозиции Мариано Рахой:
Мариано Рахой : Обязанность полиции - объяснить, что произошло. Ведь, если речь идет о фальшивке, то все расследование, как и обвинения против террористов, могут быть аннулированы.
Виктор Черецкий : В попытках успокоить общественное мнение, полиция и прокуратура выступили с заявлением, в котором утверждается, что в их распоряжении находятся лишь подлинные вещественные доказательства. Однако историю с рюкзаком пока толком никто объяснить не может. Следователь допрашивает на этой неделе всех полицейских, занимающихся хранением вещественных доказательств по делу о взрывах 11 марта.
Впрочем, эта история с самого начала вызывала определенные сомнения. Было не очень понятно, как это хорошо подготовленная группа экстремистов, организовавшая крупнейший в истории Испании теракт и продумавшая казалось бы все мелочи своего преступления, вдруг преподнесла полиции «подарок» - «забыла» в одной из вагонов рюкзак, да, к тому же, фактически оставила в нем свою «визитную карточку». Ведь, по официальной версии, именно в рюкзаке, помимо динамита «Гома 2 Эко» и взрывателя, были найдены номера телефонов непосредственных участников теракта. Эти находки якобы и позволили тут же выйти на конспиративные квартиры подозреваемых. Невероятно, но на этот раз испанская полиция, обычно расследующая годами даже незначительные преступления, проявила невиданную расторопность и смогла «разобраться» с террористами буквально в считанные дни.
Между тем, испанские власти взяли под защиту правоохранительные органы от нападок оппозиции и прессы. Первый заместитель председателя правительства Мария Тереса Фернандес де ла Вега:
Мария Тереса Фернандес де ла Вега : Когда речь идет о преступлении такого масштаба, любого преступления, расследование ведут и добиваются правды независимые следователи. У нас правовое государство и мы все должны уважать их работу и их решения.
Виктор Черецкий : Тем временем, в прессу просачиваются все новые и новые версии истории с рюкзаком. Вроде бы рюкзак все же был, старый, ветхий, и следствие заменило его на более новых, поэтому старший инспектор Альварес в последствии не опознал это вещественное доказательство.
Однако многие наблюдатели склоняются принять менее наивную версию, которая, кстати, уже давно муссируется и в прессе и в частных разговорах. Та же газета «Мундо» не раз писала о присутствии в истории со взрывами некоего «героя невидимого фронта» - араба, тайного супер-агента испанских спецслужб, который и «сдал» властям после взрывов всех его непосредственных участников. Напомним, что спустя две недели после взрывов в электричках, окруженные в мадридском пригороде Лиганес террористы, взорвали себя, не пожелав сдаться полиции. Наблюдатели полагают, что возможно история с рюкзаком, как с источником основной информации для раскрытия террористов, была выдумана для прикрытия источника подлинного, то есть полицейского осведомителя.
И не только для этого. Сегодня испанской общественности становится очевидно, что спецслужбы располагали данными о готовящемся теракте заранее, причем данными, полученными из разных источников. А если так, то почему они не предотвратили его? Считается, что из-за халатности и вечного соперничества между силовыми структурами - разведкой, полицией и жандармерией.
Следствие по делу о терактах 11 марта продолжается.