Ссылки для упрощенного доступа

Наступит ли эпоха ядерного превосходства Соединенных Штатов над Россией?


Программу ведет Никита Татарский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне Аллан Давыдов.



Никита Татарский: Наступит ли эпоха ядерного превосходства Соединенных Штатов над Россией? Аналитики приходят к разным выводам по этому поводу.



Аллан Давыдов: На протяжении четырех десятилетий отношения между крупнейшими ядерными державами - США и СССР, а затем Россией - формировались на основе их общей уязвимости. Иными словами, на концепции взаимного гарантированного уничтожения. Однако по мере быстрого роста американских ядерных арсеналов наряду с убыванием российских и сохранением на умеренном уровне китайских арсеналов эра этой концепции подходит к концу. Ей на смену приходит эра американского ядерного доминирования. Так утверждается в статье, только что опубликованной в авторитетном американском журнале " Foreign affairs ". Авторы статьи - Кир Либер, доцент университета Нотр Дам в штате Иллинойс, и Дэрил Пресс, доцент Университета штата Пенсильвания. Они подсчитали все составляющие части систем ядерных вооружений США и России, провели компьютерное моделирование и пришли выводу о все более увеличивающемся разрыве между не успевающей обновляться, скорее деградирующей, российской системой и активно модернизируемой американской.


Насколько актуальна сегодня сама идея ядерного превосходства Соединенных Штатов? Об этом я спросил известного эксперта по вооружениям старшего научного сотрудника калифорнийского института " Independent " Айвена Иланда...



Айвен Иланд: Конечно, Россия по-прежнему остается для Соединенных Штатов ядерным противником номер один. Но не надо забывать, что есть еще государства-изгои, такие как Северная Корея и Иран, которые, по некоторым сведениям, имеют ядерные боеголовки, либо близки к обладанию ими. Я не считаю нужным много внимания уделять ядерному превосходству над Россией. Потому что вопросы ядерного превосходства и ядерного сдерживания не обязательно являются взаимоисключающими. Хотя ядерное сдерживание определенно было действенным инструментом мирного сосуществования в годы "холодной войны".



Аллан Давыдов: Даст ли достижение американского ядерного превосходства какие-то внешнеполитические преимущества для США?



Айвен Иланд: Оно может стать нашим дополнительным внешнеполитическим аргументом. Но в ряде случаев данный аргумент не сработает и даже создаст большую опасность. Например, в случае конфликта с Китаем по вопросу о Тайване Китай, раздраженный американским превосходством, может, не задумываясь, нанести упреждающий удар всеми своими ядерными межконтинентальными баллистическими ракетами, которых у него двадцать одна. Разумеется, Соединенные Штаты ответят односторонним сокрушительным ударом - но только после того как китайцы пойдут ва-банк. В такой же ситуации может оказаться и Россия, хотя она менее уязвима, чем Китай, поскольку ее ядерный арсенал гораздо больше.



Аллан Давыдов: Айвен Иланд считает, что, несмотря на перспективу достижения американского ядерного превосходства, оно может оказаться малополезным в условиях реального ядерного конфликта в XXI веке.



Айвен Иланд: Если террористы взорвут ядерную бомбу на территории Соединенных Штатов, и мы найдем спонсора, скажем, одну из стран-изгоев, то наверняка мы нанесем ядерный удар возмездия по этой стране. Но это не будет иметь никакого отношения к нашему ядерному превосходству. Что касается России, то ее система раннего предупреждения приходит в упадок. Сбой в работе этой системы в 1995 году чуть не вызвал ядерную войну. И в случае реального ядерного конфликта по аналогичной причине наше ядерное превосходство не сыграет никакой сдерживающей роли.



Аллан Давыдов: Своим мнением о соответствии статьи в журнале " Foreign Affairs " объективным приоритетам США я попросил поделиться еще одного эксперта - старшего научного сотрудника вашингтонского Института мировой безопасности Николая Злобина.



Николай Злобин: Я думаю, что сравниваться ядерными арсеналами, считать количество боеголовок, ракет, там, и носителей - это демонстрировать ограниченность своего мышления в современных условиях. Эти арсеналы, возможно, имели большой смысл 30-50 лет назад, но сегодня совершенно очевидно, что это, скорее всего, демонстрация непонимания того, как сегодня живет мир. Я думаю, та реакция в России... Я не знаю, насколько эта статья была направлена именно на политические выводы, из нее должны были бы сделаться, но реакция в России, которую я наблюдаю, явно не соответствует важности вопроса. Ядерное оружие сегодня не играет, уже никогда не будет играть той роли, которую оно играло в прошлом. В военных доктринах современных государств это оружие занимает совсем другое место, нежели оно занимало раньше. Военные доктрины требуют принципиально нового подхода к оценке современных опасностей и методам борьбы, к предотвращению этих современных опасностей. Ядерное оружие в этих условиях занимает далеко не ведущую роль, а во многих случаях оно является тем балластом, от которого сегодня государству трудно избавиться, а содержать дорого и опасно. Гораздо важнее не демагогически, а по-настоящему понять природу современных угроз и попытаться выработать военный инструментарий по их предотвращению.



Аллан Давыдов: В чем же тогда состоит практический месседж этой статьи, на ваш взгляд?



Николай Злобин: Практического месседжа на самом деле нет. Есть анализ нынешнего состояния дел. Я думаю, что есть люди, которые считают, что все-таки ядерное оружие будет продолжать играть большую роль, есть люди, которые считают, что оно не будет играть большую роль. Проблема, скорее, не в том, сколько ракет у той или другой страны, потому что не в количестве этих ракет дело, а в том, что возможно ли попадание такого оружия в руки неформализованных игроков, например, в те же террористические сетевые организации. И проблема здесь заключается в том, что на самом деле оружие такого рода, ядерное оружие, стало дешевым оружием. Хвалиться тем, что у тебя много такого оружия, на самом деле не очень имеет смысл, потому что сегодня не нужно делать многомиллиардные манхэттенские проекты, чтобы разработать новый вариант еще одного ядерного оружия. Скорее, это становится ответственностью, головной болью государства, у которого этого оружия много. Поэтому я думаю, что смысл этой статьи заключается в попытке проанализировать одну, может быть, далеко не самую важную составляющая часть современных военных доктрин.



Аллан Давыдов: Сказал старший научный сотрудник вашингтонского Института мировой безопасности Николай Злобин по поводу статьи в американском журнале " Foreign Affairs ", в которой утверждается о неминуемом ядерном превосходстве Соединенных Штатов над Россией.


Между тем сами авторы статьи заключают ее мыслью о том, что американская администрация должна проявить мудрость в определении того, в какой степени стремление ядерному доминированию будет соответствовать контексту внешнеполитических целей Соединенных Штатов.


XS
SM
MD
LG