Ссылки для упрощенного доступа

Казань столкнулась с проблемой сохранности старой архитектуры


Программу ведет Дмитрий Морозов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Казани Олег Павлов.



Дмитрий Морозов: Пышно отпраздновав 1000-летие и выполнив программу ликвидации ветхого жилья, столица Татарии столкнулась с проблемой сохранности старой архитектуры. Новые дома, появившиеся на месте старинных зданий, никак не могут их заменить, а те, что еще остались, находятся в плачевном состоянии.



Олег Павлов: В Казани, как нигде, много старинных зданий. Один белокаменный кремль чего стоит. Но в том-то и дело, считает кандидат исторических наук Арат Ситдиков, что, в отличие от множества городов, Казань до недавнего времени могла похвастаться куда как большим числом памятников.



Арат Ситдиков: Конечно, вот 1000-летие прошло, но проблемы, связанные с архитектурными, археологическими памятниками на территории города Казани, остаются и требуют к себе еще дополнительного внимания.



Олег Павлов: Многих архитектурных памятников уже нет, а вместе с ними уходит и дух старой Казани. Эти уголки легко себе представить, если вспомнить кадры из фильма Станислава Говорухина "Россия, которую мы потеряли". Журналист Наталья Топал, много лет занимающаяся данной проблемой, заверяет, что кроме дома Софьи Губайдуллиной, в той части города ничего не осталось.



Наталья Топал: Там есть один дом, который даже поджигали, его разрушали, но он не сдавался, такой был уютный теремок, но раз уж не сдается один дом, можно его было отреставрировать. И я думаю, что если бы эти дома сохранились, и их отреставрировали... Да, действительно, большие вложения материальные нужны были туда, но если бы их сохранили, эти дома, то они бы окупили себя сторицей. А сейчас там интересно, я посмотрела, настроили… вот такие домишки стоят небольшие, офисные и все мне напоминает почему-то детский пластилин: они все разноцветные, квадратные такие.



Олег Павлов: Городская общественность встрепенулась только тогда, когда стали появляться яркие, но все же безликие новострои.



Наталья Топал: А очнулись когда? Когда был полностью уничтожен, разрушен дом Велимира Хлебникова, который прославил нашу Казань на весь мир, когда был разрушен дом Вероники Тушновой, когда были разрушены генеральские дома по проекту Петонди, а это ведь, извините меня, архитектор с мировым именем, это история не только Казани, это мировая история.



Арат Ситдиков: В Казани, несмотря на те утраты, которые произошли, еще сохраняется среда и определенные значимые для истории города памятники, требующие особого внимания. Здесь можно было бы назвать целую серию таких объектов. В частности, дом Фукса находится в очень плачевном состоянии, требующем к себе пристального внимания. Уникальнейшая личность сам Фукс и дом представляет собой большой интерес, связанный непосредственно с личностью этого человека. Дом Михляева, в котором был Петр I, к сожалению, тоже находится в очень таком состоянии, требующем пристального внимания.



Олег Павлов: И ученый Арат Ситдиков, и журналист Наталья Топал надеются, что обществу удастся сохранить как можно больше памятников, и тогда внуки смогут узнать, какой прежде была Казань, просто выйдя на улицу, а не отыскивая в архивах пыльные фотографии и старые телерепортажи.


XS
SM
MD
LG