Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Кара-Мурза - о модернизации в армии


В понедельник, 24 мая, президент России Дмитрий Медведев провел совещании по финансированию силовых ведомств. На нем он, в частности, заявил, что к 2015-му году российское вооружение должно быть обновлено на треть. Медведев сказал: "Прежде всего нам нужно вкладывать деньги в модернизацию Вооруженных сил. В 2008 году мною была утверждена и перспективная структура и состав. Формируется новый облик армии и флота, и сегодня важно активно поставлять в войска новое вооружение. Чем мы все сейчас занимаемся. Менять парк устаревшей техники".

Владимир Кара-Мурза: Через пять лет вооружение российской армии должно обновиться на треть. Такую задачу поставил президент России Дмитрий Медведев в ходе совещания по бюджету силовых ведомств. Во время переговоров обсуждались модернизация и финансирование вооруженных сил, а также современное техническое оснащение военнослужащих и их денежное довольствие. В ходе своего выступления глава государства поставил задачу уже к 2015 году довести долю современного вооружения в частях и соединениях минимум до 30%. "Я имею в виду части постоянной боевой готовности", - подчеркнул Медведев. По его словам, "необходимо также устранить дисбаланс между затратами на содержание армии и ее оснащение. В перспективе такой расклад должен быть в процентах 30 на 70 соответственно", - уточнил президент. "Прежде всего необходимо вкладывать деньги в модернизацию вооруженных сил. Формируется новый облик армии и флота и сегодня важно поставлять в войска новое вооружение, чем мы сейчас и занимаемся, менять парк устаревшей техники", - указал российский лидер. В частности, он напомнил, что на прошлой неделе было принято решение до 2012 года перейти на цифровые и современные, более эффективные средства связи и коммуникаций. О том, готова ли российская армия к модернизации, объявленной президентом Медведевым, мы сегодня говорим с бывшим депутатом Государственной думы полковником запаса Виктором Алкснисом и независимым военным обозревателем Павлом Фельгенгауэром. Разделяете ли вы оптимизм президента, допускающего, что через пять лет вооружение российской армии обновится на треть?

Виктор Алкснис: К сожалению, я должен вас разочаровать - этого не будет. Если мы посмотрим газеты за последние десятилетия, в 2000 году говорили, что в 2003 году начнется поставка новой боевой техники в вооруженные силы. А потом сказали: нет, не в 2003 году - до 2005 года. В 2005 году сказали в 2007 году, в 2007 сказали в 2010, сейчас сказали в 2015. А реально в 2015 году скажут: вы знаете, у нас были некоторые трудности, поэтому мы будем переоснащать армию где-то с 2020 года. Это называется сказка про белого бычка. Наша промышленность сегодня не готова к переоснащению новой боевой техникой, она не способна просто по
Наши предприятия оборонные не способны выпускать современную боевую технику. Мы выпускаем боевую технику на уровне 80 годов
своему состоянию. Мы отстали от передовых стран в технологическом отношении лет на 20, на 30. Наши предприятия оборонные не способны выпускать современную боевую технику. Мы выпускаем боевую технику на уровне 80 годов.
Посмотрите на ситуацию с "Булавой", которая летать не может, посмотрите на ситуацию с так называемым истребителем, самолетом пятого поколения. Какой это самолет пятого поколения, если у него нет двигателя, электроники современной. Да, есть прекрасный планер, но мы всегда были сильны в фюзеляжах, но начинки нет, ее не будем. Мы за последние 20 лет утратили сотни технологий. Как говорят, одна из причин падения "Булавы" в том, что мы разучились выпускать специальный клей. Он действительно очень дорогой, его немного надо, но он крайне дорогой, сложный в производстве. Его попытались заменить простым дешевым китайским клеем и вот утверждают, что одна из аварий "Булавы" произошла из-за того, что применялся не этот необходимый клей, которого нет и не будет никогда, потому что технология производства утрачена, а пытались заменить каким-то дешевым китайским клеем. И так повсюду.
Когда президент говорит, что мы перейдем на новые средства связи через два года, а я хотел бы спросить господина президента: а что, у нас есть электроника, у нас есть электронные компоненты, чтобы выпускать отечественные радиостанции, цифровые станции? Да, конечно, мы можем закупать электронные компоненты на Западе. Но учитывая то, что в этой ситуации достаточно легко получить компоненты с внутренними закладками, которые позволят по сигналу со спутника эти средства связи вывести в необходимый момент из строя, то, извините, мне кажется, игра не стоит свеч. И поэтому я, честно говоря, очень разочарован, я очень обеспокоен тем, что у нас происходит с оснащением армии новой боевой техникой. И все эти обещания, что вот-вот наша армия заживет новой жизнью и там все станет прекрасно и получит наши военнослужащие современную боевую технику и вооружение - это все, как говорится, от лукавого.

Владимир Кара-Мурза: Что, по-вашему, могло дать президенту такую уверенность, что через пять лет вооружение российской армии обновится и эти процентные соотношения, которые он упомянул?

Павел Фельгенгауэр: Действительно, все правильно было сказано. У нас много было программ вооружения, все они были благополучно провалено. Но с другой стороны может быть действительно что-нибудь удастся здесь сделать, поскольку подход принципиально изменился. Поскольку действительно наша промышленность не в состоянии производить современные вооружения, то теперь обратились к Западу. Не первый раз в истории России и Советского Союза, кстати, когда обращаются к Западу, чтобы провести радикальную модернизацию, в том числе вооруженных сил. Так в 30 годы при Сталине закупали линии станков, целые заводы, технологии за границей, провели индустриализацию, начали выпускать технику. Потом закупали после войны реактивные двигатели, на них в Корее воевали, они были английские по происхождению. Но не говоря о том, что Кремль итальянцы когда-то построил. Так что, обратившись к Западу, перевооружиться можно, деньги на это в стране есть.

Владимир Кара-Мурза: Виктор Литовкин, военный аналитик, ответственный редактор "Независимого военного обозрения", находит мечты о масштабных преобразованиях несбыточными.

Виктор Литовкин: За те деньги, которые есть у Министерства обороны, реформу вооруженных сил провести невозможно. Курс, который заявил министр обороны Сердюков на то, что вооруженные силы не попросят у правительства ни одной дополнительной копейки на проведения реформы вооруженных сил, несостоятелен. На те деньги, которые сегодня есть, все эти масштабные преобразования провести нельзя даже при том, что многих офицеров сегодня отправляют в отставку и запас, не предоставляя им положенного по закону жилья или выталкивают под любым другим предлогом, не обеспечив социальными гарантиями, положенными по закону. Проведение лотереи, видимо, по мнению руководства Министерства обороны, самый малозатратный, безболезненный способ заработать дополнительно денег. Армии, офицерам, солдатам будут навязывать эти лотерейные билеты в приказном порядке, чуть ли не высчитывать у них из получки. Такие приемы в армии давно известны, командование часто ими пользуется.


Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG