Ссылки для упрощенного доступа

Прокуратура решила «пощипать» правозащитников не по собственной воле


Тверская прокуратура неожиданно заинтересовалась деятельностью российского правозащитного центра «Мемориал». Прокуроры потребовали предоставить документы о финансировании выпуска брошюры, разъясняющей гражданам России, как подавать иски и обращения в Европейский суд по правам человека. Это пособие выпущено тиражом в 5 тысяч экземпляров.


«Во исполнение поручения прокуратуры Москвы, в связи с проверкой, проводимой Генеральной прокуратурой России по вопросу издания книги "Обращение в европейский суд", просим представить копии товарных накладных, приходный кассовый ордер, счета и другие документы, касающиеся издания данной книги». Такой официальный запрос с дословной формулировкой от Тверской межрайонной прокуратуры получили сотрудники правозащитного центра «Мемориал».


Первая мысль, возникшая у получателей, у прокуратуры есть претензии к типографии, где печаталось издание. Однако эта версия не подтвердилась. Требуемые документы правозащитники отправили в Тверскую межрайонную прокуратуру и параллельно отослали запрос в Генеральную прокуратуру России с просьбой пояснить повышенное внимание к изданию «Обращение в Европейский суд по правам человека».


Объемное учебное пособие в 475 страниц, было написано в прошлом году правозащитниками «Мемориала» совместно с лондонским юристом Филиппом Лич и издано за счет гранта Европейской комиссии. Она распространялась на семинарах, которые проводят неправительственные организации. Поскольку в России небольшой опыт обращения в суд по правам человека в Страсбурге, книга призвана помочь желающим отстаивать свои права на европейском уровне, говорит исполнительный директор правозащитного центра «Мемориал» Татьяна Касаткина:


«Как учебное пособие, оно ценно тем, что здесь вся структура Европейского суда - и как подавать заявление, жалоба, вернее, а также конкретные дела по России, которые уже прошли все стадии и получили положительное разрешение в Европейском суде. Здесь есть и наши дела, которые мы выиграли, в частности по Чеченской республике, это три дела, там шесть заявителей у нас шло по эту делу, и ряда других организаций, других юристов, которые тоже имели положительные решения в Европейском суде».


Правозащитники недоумевают, что могло послужить причиной для прокурорской проверки. По словам Татьяны Касаткиной, открытый учебник не может считаться правонарушением: «Если бы мы издали, например, "Майн кампф" или что-нибудь в этом роде, да, это нам было бы понятно, в связи с чем была проверка. Это наводит на некоторые мысли. Выискивают что-то, скорее всего. Может быть, не нравится наша деятельность в плане использования механизма Европейского суда. Потому что, конечно, малоприятного, что наше государство так выглядит на международной арене, что те дела, которые мы подаем, они признаются Европейским судом и получают положительное решение, то есть в пользу заявителей. А это ведь на самом деле означает, что плохо работает национальная система защиты».


Предостережение от прокуратуры получила и общественная организация «Гражданское содействие». Эту форму обращения прокуратуры правозащитники расценивают как серьезное обвинение в почти что состоявшемся уголовном преступлении. По словам председателя «Гражданского содействия» Светланы Ганнушкиной, организацию обвиняют в нарушении закона о правом положении иностранных граждан. Выражается это в критике документов, где писем и ходатайств, выдаваемых правозащитным комитетом своим подопечным. В них человек назван беженцем или вынужденным переселенцем до получения им этого статуса официально. По мнению прокуратуры, такая формулировка вводит в заблуждение сотрудников милиции.


«Я лучшего мнения о сотрудниках милиции, чем наша прокуратура. Я еще не встречала такого сотрудника, который бы отреагировал на бумагу нашего комитета, как на бумагу, скажем, Комитета госбезопасности. Все прекрасно понимают, у нас большими буквами на бланке написано "Общественная благотворительная организация". Я думаю, что для сотрудников милиции, которые хотят как следует выполнять свое дело, такая информация полезна и, думаю, не просто так. Нас часто благодарят, у нас вполне налаженное сотрудничество с органами милиции. Обвинение нас в том, что мы нарушили закон о беженцах, например, или об иностранных гражданах, абсолютно абсурдно, поскольку никаких обязанностей на нас этот закон на налагает», - говорит Светлана Ганнушкина.


За прокурорскими проверками правозащитников стоит ФСБ, считает она. Причиной претензий могла послужить история с беженцем Муминовым, в судьбе которого приняло участие гражданское содействие: «С ФСБ у нас вообще сложились в последнее время какие-то сложные отношения. Они отправили в Узбекистан нашего подопечного Муминова, притом, что был отказ прокуратуры в его экстрадиции и был запрет Европейского суда. Тем не менее, пришли товарищи из ФСБ, и ему пришлось подчиниться. Если мое предположение справедливо, потому что, конечно, прямых доказательств я не имею, источником этих предостережений, всяких щипков со стороны прокуратуры и других правоохранительных органов, служит ФСБ».


Руководители общественной организации «Гражданское содействие» намерены подавать иск в суд и обжаловать предостережение межрайонной прокуратуры. Дальнейшие действия центра «Мемориал» будут зависеть от ответа Генеральной прокуратуры на запрос о правомерности проверок правозащитных организаций.



XS
SM
MD
LG