Ссылки для упрощенного доступа

В Германии вынесен приговор радикальной феминистке, взрывавшей секс-шопы


Программу ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Юрий Векслер.



Дмитрий Волчек : «Красная Цора» – так называлась феминистская левоэкстремистская организация в Германии, которая в 80-е и 90-е годы пыталась взрывами и поджогами зданий различных организаций, в частности секс-шопов, бороться за права и достоинство женщин и добиваться изменений общественного устройства. Берлинский суд признал находившуюся почти 20 лет в бегах и сдавшуюся властям вместе со своим сожителем Томасом Крамом в декабре прошлого года одну из активисток «Красной Цоры» Адриене Герхойзер, виновной в членстве в террористической организации и в двух неудавшихся попытках терактов, и приговорил ее к двум годам тюрьмы условно. О причинах столь мягкого приговора рассказывает берлинский корреспондент Радио Свобода Юрий Векслер.



Юрий Векслер : Феминистки из «Красной Цоры» выдержали собственную установку - не использовать оружия и избежать человеческих жертв. Да и материальный ущерб от их взрывов был относительно невелик. Эти факты, а также явка с повинной и чистосердечное признание вины и определили решение суда. Говорит представитель прокуратуры Андреас Хорник, который был также удовлетворен приговором, так как признание Адриене Герхойзер виновной все же синица в руке для обвинения.



Андреас Хорник : Фактически тогда ничего не произошло, бомбы не взорвались, не было ни жертв, ни материального ущерба. Да и было это уже 20 лет назад.



Юрий Векслер : Почему же Адриене Герхойзер, которая 20 лет жила в других странах с поддельными документами, и зарабатывала себе на жизнь профессиональной фотографией, решила вернуться в родной Берлин и предстать перед судом.


Говорит ее адвокат Эдит Луннебах:



Эдит Луннебах : Она давно хотела вернуться, но не могла легально находиться в Германии, так как была объявлена в розыск, и действовал ордер на ее арест. После года размышлений она выразила потребность предстать перед судом, сделать признание, чтобы иметь возможность в дальнейшем жить в родном Берлине.



Юрий Векслер : Это был третий приговор по делам «Красной Цоры». Детали многих акций этой организации неизвестны до сих пор, и новые аресты бывших террористок невозможны, так как истекли сроки давности их преступлений.


На счету террористической организации «Красная Цора», возникшей в 1977 году как феминистская часть левоэкстремистской организации «Революционные ячейки», были не только неудачи. К февралю 1988 было известно о 45 удавшихся попыток взрывов и поджогов. Ныне организация считается разгромленной. Самый последний теракт на ее счету - взрывы на верфях Бремена в 1995 году.


В зале берлинского суда встретились разбежавшиеся много лет назад и давно не видевшиеся бывшие умеренные террористки. Они радостно узнавали друг друга сквозь грим времени и приветствовали свою когдатошнюю подругу на скамье подсудимых, а после объявления приговора обняли и поздравили свежеосужденную с благополучным возвращением в родной город и в нормальную жизнь.


Свое название «Красная Цора» организация взяла из детской книжки «Красная Цора и ее банда», написанной в 1941 году в изгнании Швейцарии немецким коммунистом Куртом Клебером, который взял себе тогда псевдонимом Курт Хельд, что переводится как «герой». Книга рассказывает историю группы забытых обществом девочек-сирот, которые в Хорватии в тридцатые годы борются с несправедливостью под предводительством рыжеволосой Цоры. В немецком нет слова «рыжий», его заменяет слово «красный». Интересно, что по книге был снят в конце 70-х годов, имевший большой успех 13-серийный телефильм, а ныне заканчиваются съемки нового полнометражного кинофильма.


Книга и телефильм были успешны, а вот саму же осужденную к двум годам заключения условно Адриене Герхойзер можно назвать террористкой неудачницей. Она провела 20 лет в бегах, тогда как при попытках взорвать институт генной технологии в Берлине в 1987 году и фабрику по изготовлению одежды в Ашафенбурге, где террористки-феминистки решили повлиять на улучшение оплаты труда корейских наемных работниц, Герхойзер оба раза плохо сконструировала взрыватель, и бомбы не взорвались. Интересно, что скорее всего именно для участия в террористической деятельности Герхойзер, работавшая до того учительницей, оставила школы, ради обучения по специальности «радиоэлектроника».


Подсудимая признала свое участие в деятельности «Красной Цоры» и в подготовке двух терактов, в частности, факта приобретения ею двух будильников для часовых механизмов. Но сделавшая эти признания, Герхойзер отказалась говорить на процессе в Берлине о своих тогдашних побудительных мотивах, что вызвало замечание суда, отметившего, что в сожаление о содеянном и раскаяние Герхойзер все же верится с трудом.


Осужденная, ныне 58-летняя Адриене Герхойзер, как и ожидающий своего процесса ее сожитель, пока живут на пособие по безработице. Но Адриене Герхойзер намерена трудиться. Фотоагентура «Версия» в берлинском района Ной Кёльн уже предложила ей с 1 мая работу по отдельным поручениям. На вопрос судьи - на какого рода фотографиях специализируется фотостудия, и есть ли у самой Герхойзер любимая тема? - она ответила односложно: «Женщины», чем вызвала улыбки в зале суда.


Кто знает, может быть, Адриене Герхойзер удастся написать интересную книгу о 20 годах, проведенных в бегах. Две другие осужденные дамы из «Красной Цоры» смогли успешно продать мемуары о периоде своей деятельности в организации.



Дмитрий Волчек : Интересно, что решение суда совпало с 25-летним юбилеем рождения первого немецкого ребенка, зачатого в пробирке. Тогда же 25 лет назад представительницы «Красной Цоры» взорвали одну из лабораторий, проводивших исследования в этой области. Феминистки считали зачатие в пробирке надругательством над женщинами.



XS
SM
MD
LG