Ссылки для упрощенного доступа

"Наши" начали бессрочный пикет у здания представительства Еврокомиссии в Москве


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Эльдар Незаметдинов.



Андрей Шарый: Сегодня в Москве активисты прокремлевского движения "Наши" начали бессрочный антиэстонский пикет у здания представительства Европейской комиссии. Они добиваются освобождения из-под стажи эстонского школьника Марка Сирыка, он подозревается в организации беспорядков в конце апреля, в связи с которыми он и был взят потом под стражу, а беспорядки эти спровоцированы были переносом памятника Воину-освободителю на одно из таллинских кладбищ.


О роли молодежных организаций в политике российских властей я беседовал с известным московским политологом, экспертом Фонда Карнеги Николаем Петровым.



Николай Петров: Такими точечными акциями как раз все довольно просто. То есть, есть достаточно большой актив, который регулярно тренируется и проходит подготовку, из которого мобилизуется костяк на любую акцию. Поскольку здесь не требуется много людей, там, по-моему, человек 30 у них, то очень просто и не надо ниоткуда никого везти, мобилизовать тех, кто здесь в Москве имеется под рукой. Какие-то общие вещи и установки Якименко обговаривает в Кремле, но вполне возможно, что какие-то конкретные решения о каких-то конкретных акциях, в том числе и об этой, он вполне может принимать на свой страх и риск. А если вдруг окажется, что это не ко времени или сделано не так, как хотелось бы Кремлю, его поправят.



Андрей Шарый: А зачем Кремлю нужны такие организации, вроде "Наших" или "Молодой гвардии"?



Николай Петров: Когда стали появляться многочисленные молодежные движения и не только у какого-то конкретного кремлевского клана, а у всех практически кланов и даже у некоторых региональных лидеров, это стало возникать после "оранжевой революции", когда с одной стороны Кремль увидел, что молодежь может серьезным образом влиять на политическое развитие, а с другой стороны, стал готовить свои контрсилы для того, чтобы избежать такого рода опасности. Это довольно опасное и такое обоюдоострое оружие. Молодежь, которая была до той поры достаточно пассивна, можно таким образом организовать и привлечь к каким-то разовым акциям, но совсем не обязательно, что она будет обслуживать интересы тех, кто сейчас это организовывает.



Андрей Шарый: Похоже, какие-то конкретные задачи "Наши" или "Молодая гвардия" довольно успешно выполняют для Кремля. Скажем, вот эти эстонские события и участие молодежных организаций в этой общественной так называемой кампании.



Николай Петров: Всегда есть два мотива, когда организуется такого рода акция, один мотив - это действительно что-то демонстрировать, демонстрировать Западу, привлекать внимание к неправильным, с точки зрения Кремля и политиков, зарубежных стран. С другой стороны, такого рода акции нужны для того, чтобы поддерживать движения в какой-то форме, чтобы они не просто учились, но и занимались бы какими-то реальными вещами.



Андрей Шарый: А механика и организация и политико-технологическая такого рода движений, это похоже на то, как прежде строились отношения между КПСС и ВЛКСМ?



Николай Петров: Думаю, что не совсем. Не случайно те молодежные движения, которые возникли при партиях, они, наверное, не самые сейчас активные. Основные движения, они координируются напрямую из Кремля, а не сложным образом через партийное руководство. Сами партии, в общем, не очень сильно отличаются от этих молодежных движений, это тоже такая, как политтехнологи выражаются, пехота, которая используется для каких-то политтехнологических целей. Есть еще очень важная функциональная роль, здесь аналогия с комсомолом вполне уместна, которую призваны играть вот эти молодежные движения, - это не просто служить какой-то пешкой в игре взрослых дядей, но это и обеспечивать очень важные и для общества в целом, и для политической системы функции, связанные с рекрутированием элиты, с подготовкой элиты. Собственно, мотивация молодых людей, которые активно принимают участие в такого рода проектах, это необязательно и совсем не в главной мере получение каких-то бонусов сейчас и денег, возможности приехать в Москву и так далее, но это и надежда на карьерный рост, который таким же образом, как в комсомоле и дальше в Компартии осуществлялся в советское время, может быть осуществлен посредством участия в этих официальных молодежных движениях сейчас.



Андрей Шарый: Адвокат и мать арестованного в Эстонии школьника Марка Сирыка сообщают разные сведения о том, чем именно он болен. В эфире программы "Время Свободы" корреспондент Радио Свобода в Таллине Эльдар Незаметдинов.



Эльдар Незаметдинов: Марка Сирыка 18-летнего полиция безопасности называет комиссаром российского движения "Наши". Одно из главных обвинений в его адрес заключается в том, что он рассылал sms -сообщения с призывами за деньги нести дежурство около Бронзового солдата. Его адвокат обжаловал содержание своего подзащитного под стражей. В среду минувшую окружной суд рассмотрел эту жалобу, в итоге отказался освободить Сирыка. Свой арест обжаловали в Таллинском окружном суде и два других активиста движения "Ночной дозор" - Дмитрий Линтер и Максим Рева, их жалобы пока еще судом не рассмотрены.



Андрей Шарый: Действительно ли Марк Сирык болен гемофилией?



Эльдар Незаметдинов: Его мать утверждает, что это так. Адвокат, обосновывая свое ходатайство, говорил, правда, он говорил о других заболеваниях.



Андрей Шарый: Есть ли правовые основания содержать его под стражей так долго?



Эльдар Незаметдинов: Суд дал разрешение содержать всех задержанных в ходе беспорядков на срок до полугода. Очевидно, это уже дело прокуратуры решать, как долго она считает необходимым их содержать под стражей.



Андрей Шарый: Какого рода статус у них: они подозреваемые в совершении каких-то уголовно-наказуемых деяний?



Эльдар Незаметдинов: Они подозреваемые. Всего подозреваемых, как мне сегодня сообщили в государственной прокуратуре, свыше 300, полиция возбудила 65 уголовных дел по статьям, предусматривающим ответственность за сопротивление полиции, за причинение ущерба и уничтожение имущества и за подстрекание к массовым беспорядкам. Марк Сирык, Дмитрий Линтер и Максим Рева - эти три активиста "Ночного дозора" - как раз подозреваются в подстрекании к массовым беспорядкам.



Андрей Шарый: А эстонские власти или правоохранительные органы как-то обозначили свою позицию в связи с состоянием здоровья Сирыка или нет?



Эльдар Незаметдинов: Нет, насколько мне известно, судья, вынося решение оставить его под стражей, об этом не упоминала.



Андрей Шарый: Как идет следствие по делу об убийстве другого участника этой тревожной ночи таллинской Дмитрий Ганина? Была информация о том, что эстонская полиция задержала двух причастных к этому преступлению. Так ли это?



Эльдар Незаметдинов: Да, это так. Они были задержаны еще на позапрошлой неделе. Это два панка, 27-летний Янек и 23-летний Як. Полиция считает, что именно они в ночь на 27 апреля избили Дмитрий Ганина. Но обвинение в избиении, тем более в убийстве, им пока не предъявлено. Между тем прокуратура по-прежнему утверждает, что в карманах убитого Ганина были обнаружены предметы с ценниками из одного из киосков, разграбленных в ходе ночных беспорядков.



Андрей Шарый: Обстоятельства его смерти детально известны прессе или нет?



Эльдар Незаметдинов: Известно, что он умер от ножевого ранения. Полиция не обвиняет этих задержанных в нанесении ножевого удара, а только в избиении.



Андрей Шарый: Подозреваемые, они участвовали в этих беспорядках? Кроме того, что они панки, что-то известно о них? Это эстонцы или россияне, кто это?



Эльдар Незаметдинов: Да, это эстонца, два строителя. Они на самом деле были в одном из баров, это известное место сбора панков и такого рода публики, этот бар в ночь на 27 апреля подвергся штурму со стороны той толпы, которая бушевала на улицах Таллина. Эти панки держали оборону. Как утверждают, видеосъемка показала, что они находились и около тела, лежащего на мостовой Ганина, но опять свидетели уверяют, что как раз они пытались выяснить, вызвана ли ему "Скорая помощь", и так далее. То есть свидетели, которые знают этих панков, уверяют, что ничего подобного они не совершали. Конечно, это по-прежнему все очень активно обсуждается, и будет обсуждаться еще очень долго.


Что касается, например, смерти Дмитрия Ганина, то, конечно, все эстонские средства массовой информации сообщали о том, что президент России потребовал скорейшего расследования обстоятельств его гибели.


XS
SM
MD
LG