Ссылки для упрощенного доступа

В Бухаресте проходит саммит НАТО


Владимир Путин на саммите НАТО в Бухаресте. Апрель 2008
Владимир Путин на саммите НАТО в Бухаресте. Апрель 2008

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ирина Лагунина.

Андрей Шарый: Сегодня на саммите НАТО в Бухаресте определены механика и скорость интеграции с Североатлантическим союзом пяти стран Центральной, Юго-Восточной Европы и Кавказского региона. Приглашения вступить в организацию будут направлены в две балканские страны. В прямом эфире Свободы из Бухареста специальный корреспондент Радио Свобода Ирина Лагунина, она внимательно следит за всем тем, что происходит на саммите.

Ирина, что сегодня самое главное по итогам дня?

Ирина Лагунина: Конечно, самое главное, самое торжественное и самое счастливое, можно сказать, событие для двух стран - это прием новых членов Союза - Хорватии и Албании. Надо отдать должное, что премьер-министр Албании даже в конце своего приветственного послания Союзу, с котором она теперь является членом, сказал, что у него есть личные воспоминания о своей стране, что эта страна была вся покрыта дотами (а те люди, которые были в Албании, знают, что это действительно так, живого места не было, везде были доты), из которых можно было построить египетскую пирамиду, эта страна теперь стала членом НАТО. Во-вторых, это, конечно, политика в отношении Балкан в более комплексном виде - это и отношения с Сербией, и отношения с Черногорией, Боснией и Герцеговиной.

Еще одна тема сегодняшняя, серьезная, - это система противоракетной обороны, которой теперь НАТО займется до 2009 года. Это будущее НАТО в XXI веке и порядок празднования 60-летия НАТО в следующем году. Это энергетическая и кибернетическая безопасность. Вот такие темы. Ну, и конечно, Афганистан.

Андрей Шарый: Давайте поговорим об Афганистане. Заметно ли изменились параметры операции НАТО в Афганистане, если судить по тому, что вы видели в Бухаресте?

Ирина Лагунина: Откровенно говоря, здесь сегодня прозвучала другая цифра. Здесь говорили о том, что даже если к нынешнему контингенту, который составляет 47 тысяч военнослужащих, добавить 1,5-3 тысячи военнослужащих, это уже будет неплохо. Я напомню, что США направляют дополнительно чуть более 3 тысяч морских пехотинцев, и приблизительно 700 военнослужащих направляет теперь Франция. Причем здесь приветствовали то, что Франция направляет войска на восток Афганистана, потому что это действительно высвобождает американских военнослужащих, которых можно теперь перебросить на укрепление юга страны.

Но на самом деле речь идет не только о НАТО, это все-таки многонациональная операция, и она включает не только НАТО. Она проводится под эгидой НАТО, но не только. И вот сегодня здесь на встрече присутствовали не только представители 26 государств - членов НАТО, но и 14 стран, чьи военнослужащие участвуют в этой миссии. И НАТО рассматривала не только военный, но и политический, и социальный аспекты этой операции. Здесь присутствует новый представитель ООН Кай Эйде в Афганистане, который как раз сейчас попытается (он еще всего несколько дней на этом посту) каким-то образом взять на ООН возможность вот этого политического руководства действиями в Афганистане, как бы перетянуть хотя бы этот момент на себя, поскольку сейчас НАТО действительно выполняет роль и военной организации, и политической, и ведет очень много социальных проектов, в том числе, например, обеспечение компьютерами Кабульского университета.

Андрей Шарый: Давайте вернемся к балканской проблематике. Я видел, что демарш совершила делегация Македонии после того, как стало известно, что страна эта не получит путевку в НАТО сейчас, немедленно. Действительно ли уехал премьер-министр и македонская делегация?

Ирина Лагунина: Да, премьер-министр вышел из зала и как бы повел за собой всю делегацию в знак протеста. На самом деле, здесь по поводу Македонии есть, конечно, достаточно серьезные сомнения, серьезные опасения. Конечно, НАТО, если бы она пригласила Македонию в свой состав, выступила бы в качестве гаранта стабильности этой страны. И здесь очень многие боятся, что сейчас, рядом с нестабильным и неспокойным Косовом, в Македонии тоже начнется некоторый, во-первых, и политический раскол, а во-вторых, в какой-то степени могут возникнуть этнические столкновения. При НАТО этого бы ничего не было.

И, кстати, именно поэтому НАТО очень серьезно смотрит на весь балканский регион. И прозвучало мнение о том, что надо завязать интенсивный диалог. Приглашения направлены Боснии и Черногории, союз открыт для углубленных отношений с Сербией - это было сегодня заявлено. Так что весь этот балканский узел, все эти страны понимают, что без тесных отношений с НАТО они не смогут преодолеть и последствия войны, которые были, и последствия тех режимов, которые существовали на этом пространстве. Потому что в первую очередь во всех этих странах надо в корне изменить роль вооруженных сил, роль служб безопасности, роль силовых структур. А НАТО как раз показывает, насколько успешно эта организация это может сделать.

XS
SM
MD
LG