Ссылки для упрощенного доступа

Интервью с Монсерат Кабалье: к 75-летию певицы






Иван Толстой: 12 апреля исполняется 75 лет одной из крупнейших оперных певиц ХХ века, Монсерат Кабалье. После смерти Марии Каллас именно она возглавила список выдающихся оперных певиц нашего времени. Рассказывает музыковед Ефим Барбан, который встречался со знаменитой испанской певицей.



Ефим Барбан: Голос и музыкальный талант Монсерат Кабалье действительно уникальны. Ее сладкозвучное, теплое, благородной окраски сопрано отличается редким богатством тембральной и динамической нюансировки. Особенно безупречно ее пианиссимо в верхних регистрах. Всё это удивляет, покоряет и убеждает. Убеждает в широчайшем диапазоне ее голоса, в огромном масштабе вокального дарования, безупречной технике бельканто. Во второй половине ХХ века Монсерат Кабалье была ведущей исполнительницей центральных женских партий в операх Верди и Доницетти в крупнейших оперных театрах мира. Как правило, вокальный и драматический образы этих партий в ее исполнении слиты, спаяны нераздельно. Ее искусство сочетает в себе две вещи, редко соединяющиеся в оперной практике: виртуознейшие фиоритуры опер Россини и Беллини и драматическую мощь музыкального театра Верди. Кабалье – певица не только высочайшего эмоционального и драматического накала, огромной страсти, но и природных изысканности и изящества, величия и достоинства, символизирующих национальные особенности испанской культуры. Недаром голос великой певицы звучал на открытии Олимпийских игр в ее родной Барселоне в 1992 году.




С Монсерат Кабалье я встретился в Лондоне во время ее последнего, прощального выступления в Королевском оперном театре Ковент-Гарден.


Во время интервью она удивила меня, заявив, что не считает себя испанской национальной певицей.



Монсерат Кабалье: Да, я родилась в Испании. Но я одинаково люблю музыку всех стран и народов. В течение многих лет я участвую в программах ООН для беженцев, и чувствую себя гражданкой всей Земли. Я пою для всех и не чувствую себя национальной певицей – испанской, европейской или каталонской. Нет. Когда я пою в России, Южной Америке или Африке, я чувствую себя певицей всей планеты... Я начинала оперную карьеру за пределами Испании. Уехала очень молодой. Вначале отправилась в Италию на прослушивания, затем в Швейцарию, где и началась моя карьера в Базельской опере. Позднее я пела в Германии, в Бремене. И только когда я вернулась в Испанию в 62-м или 63-м году, начала петь в родной стране. Впрочем, я пела тогда не только в Испании; я работала в Мексике, Америке, Канаде. Так что можно сказать, что моя карьера развивалась, прежде всего, как международная.



Ефим Барбан: Монсерат Кабалье – певица удивительно универсальная. Она поет в опере, в сарсуэле, исполняет камерную музыку, народные песни и даже поп-музыку, как это было в дуэте с покойным Фредди Меркури. Что она предпочитает?



Монсерат Кабалье: Я одинаково люблю и оперу, и камерное пение. Когда я выступаю с оркестром в Лондоне, Париже или Нью-Йорке, я исполняю главным образом оперные арии. Камерную музыку я обычно пою в сопровождении оркестров меньших составов, как это было, к примеру, когда я исполняла музыку Генделя и Вивальди в сопровождении Мстислава Ростроповича и Джульярдского камерного оркестра. Иногда я пою немецкие лидер в сопровождении фортепиано. В общем, я это делала на протяжении всей своей карьеры. Мне всегда хотелось разнообразия – петь не только в опере и не только давать концерты оперной музыки, но и менять репертуар, музыкальный жанр и даже место исполнения. Мне всегда казалось, что это полезно не только для голоса, но и для творческого самочувствия и даже для слушателя.



Ефим Барбан: Еще в начале своей оперной карьеры, в 1959 году, когда Монсерат Кабалье пела в Бременском оперном театре, она впервые исполнила партию Татьяны в «Евгении Онегине» Чайковского. Какое место занимает русская музыка в вашем репертуаре?



Монсерат Кабалье: Я люблю русскую музыку; очень люблю партию Татьяны. Исполнение этой партии было важным этапом моей оперной карьеры, важным опытом сценической работы. Мне всегда казалось, что русская музыка очень близка музыке средиземноморской. Это звучит парадоксально, но это так. В ней всегда мне чувствовалось сердце, она всегда была эмоциональной, очень экспрессивной. Вы не найдете этого в англосаксонской музыке, там чувствуется совсем другой подход к человеку. И я всегда пыталась понять причину этого сходства русской музыки с музыкой Средиземноморья.



Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG