Ссылки для упрощенного доступа

Сегодняшний факт. Министр обороны Испании родила ребенка


Министр обороны Испании Карме Чакон. Апрель 2008
Министр обороны Испании Карме Чакон. Апрель 2008

Сегодняшний факт

Андрей Шарый : А сейчас я представлю вам заключительную рубрику программы «Время Свободы» «Сегодняшний факт».

37-летняя Карме Чакон стала первым в мире министром обороны, родившим ребенка. Назначение в апреле этого года главой испанского военного ведомства Чакон вызвало оживленные комментарии не только в Мадриде и Барселоне. В нынешнем испанском социалистическом правительстве из 17 министров – 9 женщин. Уже находившаяся на последнем месяце беременности, министр обороны принимала парады, посетила с ознакомительной миссией испанский миротворческий контингент в афганской провинции Герат и ездила в другие загранкомандировки. Роды были досрочными, однако младенец, которого назвали Мигель, появился на свет в больнице в пригороде Барселоны здоровым. До назначения на пост министра обороны Чакон – она родом из Каталонии, где и получила юридическое образование – курировала жилищные вопросы. Из Испании передает корреспондент Радио Свобода Виктор Черецкий.

Виктор Черецкий : Карме Чакон для большинства испанцев является полной загадкой. В двухтысячном году на нее обратили внимание в связи с кампанией по обновлению руководства Социалистической партии, погрязшего в коррупции и дважды проигравшего парламентские выборы. Появившись в Мадриде, молоденькая уроженка Каталонии получила особое покровительство одного из высших руководителей Соцпартии или, как говорят испанцы, партийных «баронов» – 57-летнего Альфредо Переса Рубалькаба, нынешнего всесильного министра внутренних дел. Ее сделали депутатом парламента и секретарем партии, отвечающим за политику в области народного образования. За четыре года в роли депутата она выступила в парламенте один раз – в защиту инициативы учреждения национальной премии в области мультипликации. Потом, в 2007 году, Чакон, юриста по образованию и специалистку в области конституционного устройства Канады, неожиданно сделали министром жилищного строительства. Одновременно она забеременела, а затем вышла замуж за бывшего пресс-секретаря правительства и также выдвиженца Переса Рубалькабы - Мигеля Барросо. В конце апреля, после ее назначения министром, официально было заявлено, что роды ожидаются через два месяца. Но ребенок появился на свет уже через месяц, причем, как утверждается, вполне здоровый – весом почти в три килограмма.

Находясь всего месяц на посту министра, Чакон подписала указ, запрещающий военнослужащим смотреть в рабочее время спортивные и порнографические сайты в интернете. Она также совершила инспекторские поездки в Афганистан, Ливан и бывшую Югославию, где расквартированы испанские миротворцы. И хотя в длительных перелетах министра сопровождал акушер, педиатр и еще несколько врачей, эти поездки представлялись многим испанцам неоправданно рискованными для будущей мамы. Сама же министр заявила, что перелеты понадобились ей для того, чтобы доказать противникам своего назначения, на что способна беременная женщина.

Андрей Шарый : Один из стереотипов об Испании – это представление об этой стране как о стране доминантной мужской культуры. И оно уже не соответствует действительности. Случай министра Карме Чакон – это сегодняшний факт, он подтверждает ошибочность такого представления со всей определенностью. У микрофона мой коллега Александр Гостев.

Александр Гостев : Большинство испанских культурологов и социологов, причем и мужчин, и женщин, сегодня иронизируют по поводу того, что пресловутый испанский «мачизм» в XXI веке стал, в первую очередь, понятием из мира гламура, типом показного поведения, «испанским» туристическим стереотипом «на экспорт», вроде корриды или фламенко. На закрытых вечеринках в Берлине, Лондоне или Токио окарикатуренный тип испанского, или латинского, «мужчины-самца» можно встретить не реже, чем в сельской таверне где-нибудь в глубинке Эстремадуры или Ла-Манчи.

Правые осторожно скорбят из-за того, как быстро исчезают «традиционные ценности», левые – их голоса звучат громче и увереннее - из-за того, что средневековый, изживший себя архетип стал образцом для карикатурного, как уже было сказано, подражания.

Традиционный мачизм в Испании уверенно задавила массовая западная культура. Тот мачизм, который определяют фундаментальное предположение, что Мужская культура, с большой буквы, (и ее иерархические ряды) являются универсальным мерилом любых этических и эстетических ценностей мира.

За последние десятилетия испанское общество изменилось стремительнее, чем многие другие в Западной Европе. Сельская, католическая, самобытная, ультраконсервативная Испания, в которой властям приморских городков еще в 60-е годы требовалось получать персональное разрешение генералиссимуса Франко на то, чтобы иностранки могли выходить на их пляжи в бикини – такая Испания почти исчезла.

Традиционный мачо, искренне презирающий опасность, грозный и инфантильный одновременно, благородный капризный воин с комплексом неполноценности – феминизированным испанкам, получившим право выбирать самим, сегодня, судя по всему, не нужен. Большинство женщин Испании, по крайней мере, то интеллектуальное большинство, что определяет общественное настроение, получило право не интересоваться, как смотрят на них сохранившиеся реликтовые мачо - как на хранительницу очага, мать семейства, или как на объект страсти, как на соперницу в карьере или искусительницу в постели, душой и телом которой необходимо овладеть. Тех немногих донов Хуанов, что еще остались, просто не спрашивают об их «мачизме».

Мачо исчезают с той скоростью, с какой происходит смена поколений, и, если они сохранились в Испании, то там, где сконцентрированы старики, принадлежащие к элите – например, в армии. Нынешние испанские генералы, многие - пожилые аристократы с кавалерийскими стеками, генералы никогда не опаздывающие к мессе и навещающие могилы старших товарищей в «Долине павших» – безусловно, мачо до мозга костей. Для них служить под началом беременной женщины-министра, а потом молодой мамы, лет на 30 моложе их, феминистки и пацифистки, видимо, тяжкое оскорбление. Но мнение мачо в современной Испании мало кого интересует. Настоящим, а не рисованным мачо быть уже не модно.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG