Ссылки для упрощенного доступа

Выборы мэра Архангельска как показательный пример российской политической практики


Архангельск
Архангельск

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие обозреватель Радио Свобода Михаил Соколов.

Андрей Шарый: Кандидат в мэры Архангельска Лариса Базанова, которая, по предварительным данным, одержала победу на выборах, заявила о том, что на нее и ее родственников оказывают психологическое давление, заставляя отказаться от победы. В Архангельске сегодня распространили газету, в которой заявляется, что победу на выборах одержала не она, а другой кандидат - исполняющий обязанности мэра города Виктор Павленко.

Из поездки в Архангельск недавно вернулся мой коллега, политический обозреватель Радио Свобода Михаил Соколов.

Михаил, чем, с политологической точки зрения, вызвано вдруг такое бурление политических страстей в Архангельске? Это какие-то древние поморские традиции демократии? Ведь все политическое пространство в России зачищено. Почему вдруг так развивается политическая кампания?

Михаил Соколов: Архангельск, как шутят местные жители, ближе к Лондону, чем к Москве, конечно, какие-то поморские традиции там, наверное, и сохранились. Но в принципе можно говорить об этом северном регионе, как о территории, где как раз политическое пространство не было до конца зачищено никогда, видимо, реликты этого и сработали в ситуации с выборами мэра города. Достаточно стабильно жители не только города, но и Архангельской области в последние годы голосовали против действующей власти. Например, можно вспомнить победу уже бывшего теперь губернатора Николая Киселева над губернатором Анатолием Ефремовым несколько лет назад, или, например, выигрыш Александра Донского, предпринимателя, которого тоже никто, в общем-то, не знал, три года назад. Это связано, конечно, и с экономической ситуацией в Архангельской области и в Архангельске.

Честно говоря, я с большим интересом езжу в Архангельск не в первый раз, поскольку каждый раз поражаюсь тому, как перспективный регион, имеющий достаточно интересную судостроительную промышленность, лесной комплекс, можно было за достаточно длительный период удержать в состоянии стагнации. Хотя, в общем-то, перспективы для того, чтобы развивать эту территория, были очень неплохие.

Наконец, в самом Архангельске все-таки есть интересные политики, есть, например, представители либеральных сил, к примеру, заместитель председателя архангельского областного собрания является Дмитрий Таскаев. Собственно, вот эти реликты плюрализма, они и сыграли на выборах в ситуации, когда появился новый, назначенный Москвой губернатор Илья Михальчук, не имеющий никаких корней на севере, в Архангельском регионе, бывший мэр Якутска, недолго поработавший в компании "Газпром ипотека", губернатор попытался изменить ситуацию на выборах, надавить, лично вмешиваться, и реакция жителей города была, по всей видимости, на это негативной.

Андрей Шарый: Такие остающиеся островки или зоны свободной политики в России. Они дают аргумент Кремлю для того, чтобы вообще покончить с выборным процессом, чтобы просто назначать мэров городов и уберечь себя тем самым от каких-то неприятностей, пусть небольших?

Михаил Соколов: В нынешней системе власти мэр города, особенно города дотационного, доведенного до достаточно кризисной ситуации, очень уязвим, он зависит от областного бюджета. И вообще наблюдателям не было понятно, зачем губернатор Михальчук вмешался в выборы, где, собственно, шансы на победу, кроме ставленника власти господина Павленко Виктора, имели еще два единоросса, Эрнест Белокоровин и Сергей Моисеев. Собственно, с любым из них, так же как и с победившей Ларисой Базановой, губернатор, Кремль, кто угодно будет работать, используя экономические рычаги, из этих рамок выйти невозможно. Что касается такого небольшого политического шока, наверное, это можно пережить.

Наконец, надо же сказать, что все-таки существует Конституция. Самоуправление, муниципалитеты отделены от государственной власти и для того, чтобы перейти к прямому назначению мэров, нужно изменить Конституцию. Но если уж ее не изменили для того, чтобы Владимир Путин остался на третий срок на своем посту, то вряд ли прячущийся за такой демократический фасад новый президент Дмитрий Медведев пойдет на то, чтобы нарушить, кстати, собственные слова. Когда он был еще вице-премьером, он встречался с представителями европейских городов и обещал, что выборность мэров в России сохранится.

Андрей Шарый: Через месяц закончится еще одна выборная кампания в России, этот город даже не областного значения, это выборы мэра Сочи. Там уже закончилась регистрация кандидатов. Как вы считаете, эта архангельская история послужит каким-то звонком, на который Кремль отреагирует для того, чтобы гарантировать удобный и правильный результат при голосовании в Сочи.

Михаил Соколов: Большая разница существует в поведении населения российского севера и российского юга. Юг, конечно, более подконтролен, более манипулируем, кубанское население и население Сочи, в общем-то, находится под достаточным, я бы сказал, влиянием нынешнего губернатора Александра Ткачева. Там выстроена жесточайшая вертикаль власти. Конечно, там есть протестный электорат, люди, недовольные тем, как сейчас будут распоряжаться землей, собственностью Сочи в связи с Олимпиадой, там есть представитель коммунистов на выборах. Но я не думаю, что в Сочи может повториться архангельская история, прежде всего, потому, что исторически за годы правления губернатора Кондратенко, а затем губернатора Александра Ткачева построена вот эта жесткая система управления, где каждый мэр фактически отвечает перед губернатором Кубани не только своим политическим будущим, но во многих случаях своим, сохраненным где-то в стороне, оформленным на родственников бизнесом. Поэтому я думаю, что в Сочи и Кремлю, и кубанской власти удастся сохранить то, что они называют управляемостью. То есть, кого они выдвинули, того и провотируют избиратели.

XS
SM
MD
LG