Ссылки для упрощенного доступа

Военная и гуманитарная ситуация в Южной Осетии и на остальной территории Грузии


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Коба Ликликадзе.



Кирилл Кобрин : По-прежнему главная тема – ситуация в Грузии и перспектива поддержания соглашения о мире, на который согласились и Москва, и Тбилиси. Целый день сегодня поступают самые разноречивые сведения о том, что происходит в Грузии. Западные агентства со ссылкой на грузинские власти, а потом и сам Михаил Саакашвили утверждают, что российские войска не выполняют условий соглашения, что российские танки в Гори, что подорваны грузинские боевые катера в Поти, что колонны российских войск выдвигаются к Тбилиси. Российский Генштаб в свою очередь отверг все эти обвинения. Мы сейчас попытаемся выяснить, что же на самом деле происходит на грузинской территории. В прямом эфире журналист грузинской службы Радио Свобода Коба Ликликадзе, который сейчас находится в Тбилиси.


Здравствуйте, Коба!



Коба Ликликадзе : Добрый вечер!



Кирилл Кобрин : Что происходит? Есть ли какие-то подтверждения информации о российских колоннах, которые якобы направляются к Тбилиси?



Коба Ликликадзе : Только что выступает по телевидению Михаил Саакашвили, президент Грузии. Он говорит, что у России намерение на две части разделить Грузию. Он опять-таки приводит факты, о которых вы только что говорили. Самую последнюю информацию распространило Министерство внутренних дел Грузии, что бандформирования, которые сопровождают российские колонны, сожгли кафедральный собор Самтависи и терроризируют там местных монахов и настоятеля этой церкви. Это самая последняя информация, которая, еще раз повторяю, СМИ Грузии распространили со ссылкой на Министерство внутренних дел Грузии. Тем не менее, грузинские войска находятся вокруг Тбилиси, скрываются, чтобы не подвергались бомбардировке. Это тоже распространило Министерство обороны Грузии.


Что касается ситуация в Гори. Я старался сегодня туда попасть, но это абсолютно невозможно после того, как была информация утром, что туда вошли российские танки. Опять-таки информация противоречивая. Но одно ясно, и об этом говорят люди, которые остались в Гори, находятся уже перед гуманитарной катастрофой. В городе нет ни хлеба, ни электричества, ни воды. Абсолютно не функционируют местные власти. Ситуация там…. И из сел, из которых потоком выходит население, делает эту ситуацию невыносимой.



Кирилл Кобрин : Спасибо, Коба!


От военной ситуации мы перешли к гуманитарным проблемам на территории, где велись боевые действия, прежде всего, к проблеме беженцев. Наш специальный корреспондент Олег Кусов находится сейчас в Северной Осетии, куда попало большинство жителей Южной Осетии, покинувших несколько дней назад свои дома. Олег сейчас по телефону в прямом эфире Радио Свобода.


Олег, здравствуйте!



Олег Кусов : Здравствуйте, Кирилл!



Кирилл Кобрин : Что происходит?



Олег Кусов : Весь день сегодня, судя по обстановке на транскавказской автомагистрали, продолжалось возвращение беженцев в Северную Осетию. Беженцы едут из Южной Осетии. Это те самые люди, которые не смогли выехать в первые дни вооруженного конфликта. Среди них есть и те, кто не захотели это сделать, потому что имущество надо охранять от мародеров, которые появляются во время войны очень быстро. Многие еще остаются по этой причине там, в Цхинвали. Поэтому поток беженцев превратился в такую постоянную транспортную артерию. Они пробираются сквозь горные хребты, по этой узкой дороге, которая вся по-прежнему уставлена российской военной техникой. Часть из этой техники идет в Южную Осетию, часть возвращается в Северную Осетию. В общем, по этой обстановке можно судить о том, что происходит в самой Южной Осетии.


Конечно же, Северная Осетия с большим трудом решает проблемы беженцев, которых уже по приблизительным данным около 40 тысяч. Но многие из них, как мы знаем, уехали в Ставропольский край, в Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкевию, но все равно почти все пансионаты, дома отдыха, турбазы и даже монастырь в Беслане заполнены беженцами. Многие из них живут на частных квартирах, а также у родственников и знакомых.


Ситуация очень сильно напоминает ту, что была в начале 90-х годов во время первого конфликта, когда вооруженные формирования Звиада Гамсахурдиа вошли в Цхинвали и вытесняли южных осетин из этого города. Тогда, я хорошо это помню, поскольку жил в то время во Владикавказе, видел, как внезапно на улицах появились большие массы обездоленных людей без ничего. Они смогли уйти только в одной одежде, а все у них осталось там. Примерно та же ситуация и сегодня с той только лишь разницей, что сегодня проблема южных осетин решается гораздо быстрее и лучше. Это видно по тому, как их быстро обустраивают. Они сами об этом говорят, что получают гуманитарную помощь, кстати, только из России пока, как они утверждают. Но все же выделяются деньги, люди обустраиваются. Какая-то надежда у них все-таки появляется, что их на этот раз не бросят, как это было раньше.



Кирилл Кобрин : Спасибо, Олег!



XS
SM
MD
LG