Ссылки для упрощенного доступа

Верность руки. Отдел графики Третьяковки выставляет «Маэстри́ю пера»


Отдел графики Третьяковской галереи представил в стенах своего музея очередной проект. Вслед за выставками, посвященными пастели и акварели, открылась экспозиция под названием «Маэстри́я пера». Выполненные пером рисунки считаются самой изощренной из графических техник. Нет ничего удивительного в том, что на выставке есть рисунки, редко покидающие запасники, а то и совсем не выставлявшиеся — графика боится света. Ее место — в папках и показывать эти бумажные листы можно лишь изредка. Так что, сейчас посетители Третьяковки имеют редчайшую возможность и на виртуозные пейзажи Сильвестра Щедрина полюбоваться, и хрестоматийные врубелевские иллюстрации к Лермонтову не в репродукциях, а в подлинниках увидеть. Я беседую с руководителем отдела графики XVIII — начала ХХ веков Ириной Шумановой.


— Графика пером — это какая техника? Это то самое гусиное перо, которым Пушкин свои профили рисовал, или для такого рода рисунков использовались особые перья?


— В том числе и то самое гусиное перо, которым на полях своих рукописей Пушкин создавал свои замечательные рисунки. Перо имеет множество вариантов. Эволюция этого инструмента и жесткий отбор материалов, из которых оно изготавливалось, произошел до того, как перо попало в Россию. В Россию перо пришло в классических формах — из перьев птиц маховых и из разного рода палочек, тростников. Тростниковое перо считается классическим. Когда мы говорим именно о виде графики — рисунок пером — как самостоятельной графике, особенно в России, мы начинаем его с конца XVIII века. Перо пришло, и было продвигаемо Академией художеств. Потому что рисунок пером считался совершенно необходимым. Умение рисовать пером — это твердость руки, это выработка тех же навыков, например, при помощи которых музыканты вырабатывают свою технику, то есть упражнения, гаммы. Это та самая верность, твердость руки, тот самый профессионализм.


— Почему верность руки? Потому что поправки невозможны?


— Поправки невозможны совсем, то есть не только неправильность, но неуверенность руки художника тут же фиксируется в той линии, которая остается на бумаге.


— Вы сказали, что рисунок пером пришел в Россию в XVIII столетии. Значит ли это, что и на вашей выставке самые ранние вещи датированы этим временем?


— Да. Здесь достаточно много работ иностранцев, работавших в России — это и Гонзаго, и Кваренги, и вообще архитекторы и скульпторы, которые также изучали перо в обязательном порядке. И вот таких работ достаточно много — архитектурных фантазий, копий, зарисовок с рельефов, скульптур, рисунков, созданных во время путешествий. С этого мы и начинаем. Мы доводим выставку до 10-х годов ХХ столетия. Лишь некоторые работы Ларионовой и Гончаровой созданы предположительно чуть позже. Ну а подлинный расцвет рисунков пером произошел в «Серебряном веке», благодаря увлечению мирискусников книжной графикой.


XS
SM
MD
LG