Ссылки для упрощенного доступа

Госдума России рассматривает закон об Общественной палате


Алексей Кузнецов: Государственная Дума России сегодня намерена рассмотреть во втором чтении закон об Общественной палате. Первоначальный документ депутаты разработали в рамках антитеррористического законодательства после трагических событий августа-сентября прошлого года.

Максим Ярошевский: Закон об Общественной палате на рассмотрение в Госдуму внес президент Владимир Путин. Подразумевается, что этот орган будет независимым общественным институтом, который сможет контролировать законодательную деятельность федерального собрания и работу исполнительной власти. Также палата будет обобщать все предложения, которые будут направлять президенту общественные организации. Всего в ней будет работать 126 человек - представители общероссийских, региональных, межрегиональных объединений и некоммерческих организаций. Подобный институт в России уже был. Аналогию проводит директор Историко-архивного института России Александр Безбородов…

Александр Безбородов: Если задуматься, вносимый президентом проект федерального закона об Общественной палате Российской Федерации очень интересен с той точки зрения, что можно подумать, что было в исторической перспективе, например, в 20-м веке, до октября 17-го года было ли что-нибудь подобное. На ум приходят различные государственные органы и организации, строго официальные, которые власть создавала, приглашала людей, но это все-таки были органы государственной власти и управления. Да те же земства. Но вот все-таки один проблеск есть. Он всего-то несколько дней, этот опыт исторический насчитывал, но тем не менее мы его должны учитывать. Это, конечно, опыт работы Государственного совещания. Государственное совещание в России с 12 по 15 августа 1917 года функционировало, и какие-то реминисценции с нынешним проектом федерального закона можно сделать. Итак, август 17-го года, Государственное совещание России, собранное под эгидой и при организующей роли Временного правительства. Участие в государственной политике, привлечение граждан к реализации государственной политики, гражданские инициативы, экспертизы каких-то проектов, контроль деятельности федеральных органов, все, что провозглашается в проекте федерального закона, это нужная и необходимая вещь. Тем более собираются, видимо, или планируется не политизировать этот орган, политические партии не очень-то приглашаются и так далее. Но самый ближайший опыт и разворот событий покажет, насколько это действенно.

Максим Ярошевский: Сегодня депутаты рассмотрят обновленный проект закона, в который поступило около 400 поправок, из которых 100 рекомендовано одобрить.

Александр Гостев: В день обсуждения нового закона в Госдуме мы обратились за комментарием к председателю Фонда защиты гласности Алексею Симонову. Он, в частности, заявил, что уверен, что какой-либо пользы новый общественный институт не принесет.

Алексей Симонов: Я не могу однозначно сказать, нужен или не нужен такой орган, потому что мне не понятна его конструкция, мне не понятны его задачи, мне не понятен способ его формирования и, самое главное, мне не понятны его функции. Поэтому сказать - нужен он или не нужен - можно только внимательно ознакомившись с этим законом, который мучительно претерпевает мелкие поправки при полном идиотизме основных положений. Для себя я решил однозначно, что я в этой игре не участвую: слишком туманные функции и слишком непонятная система формирования. Президент любит советоваться. Я считаю, что состав совета вполне компетентен. А если он хочет, чтобы эта команда и проводила экспертизу законов, то реально, не будучи юридической палатой, она экспертизу законов проводить не может, то есть она будет опять вынуждена обращаться к экспертам, а к ним можно обратиться напрямую, было бы желание. Чем больше укрепляется вертикаль власти, тем меньше она нуждается в общественной экспертизе. Представить себе, что эта Общественная палата станет реальным оппонентом того, в сущности, бюрократического безумия, которое представляет собой сейчас принятие законов и их правоприменение, я лично не могу. Я не вижу механизма, который бы мог позволить Общественной палате хоть что-то остановить. Предложить президенту остановить закон невозможно, потому что с президентом можно увидеться, что называется, один раз в очень большом зале. Да и более того, я вообще не убежден в том, что уже надо давать президенту советы.

XS
SM
MD
LG