Ссылки для упрощенного доступа

В Киргизии парламент прежнего созыва официально прекратил свою деятельность


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Толкун Сагынова и Андрей Бабицкий.

Андрей Шарый: В Киргизии парламент прежнего созыва официально прекратил свою деятельность. Депутаты верхней палаты приняли обращение, в котором говорится, что их решение продиктовано стремлением не обострять ситуацию в стране. Под обращением поставили свои подписи 32 депутата из 45. В понедельник, напомню, была распущена нижняя палата. Итоги политического дня Бишкека подводит наш корреспондент в киргизской столице.

Толкун Сагынова: Верхняя палата прежнего созыва киргизского парламента добровольно сложила с себя полномочия. Как заявил спикер Муртабек Мукашев, депутаты приняли обращение к народу. В документе, в частности, говорится, что в целях стабилизации обстановки и во избежание вакуума власти верхняя палата приняла заочно отставку премьера Николая Танаева и назначила нового главу правительства - Курманбека Бакиева. Присутствовавший на заседании Курманбек Бакиев поблагодарил депутатов за принятие трудного, но необходимого и исторического решения, направленного, по его словам, на устранение политического кризиса в стране. Он также призвал депутатов, проигравших выборы в новый парламент, решать все споры через суды или Центральную избирательную комиссию.

На центральной площади Бишкека начался сбор подписей в поддержку отстранения обоих парламентов - старого двухпалатного и нового однопалатного. Сбор подписей организован Общественным форумом под названием "Комитет 27 марта". В обращении к народу этого объединения говорится, что премьер Курманбек Бакиев предал завоевания революции, признав легитимность нового законодательного органа, большинство членов которого являются ставленниками Аскара Акаева. Как заявляет пикетчица с юга Миргуль Стамова: "Мы прибыли в Бишкек совершить революцию, чтобы убрать Акаева и его людей из правительства и парламента. Но посмотрите, что делает Бакиев, - он назначил министрами тех же подхалимов из окружения бывшего президента. Бакиев призывает признать депутатов из нового парламента, которых выдвигала президентская партия. Мы больше не будем пускать в парламент этих продажных депутатов", - предупреждает Стамова под одобрительные возгласы митингующих.

Кстати, в здание парламента действительно трудно попасть как законодателям, так и журналистам. Протестующие создали плотное кольцо перед дверями и не расходятся даже ночью. Инициативная группа демонстрантов выдвигает требование отстранить оба парламента от работы и назначить новые перевыборы.

Андрей Шарый: Похоже, темпы развития политического процесса в Киргизии после бурных событий последних дней все-таки несколько замедлились. Пришло время поговорить о будущей внешней и внутренней политике Киргизии, в каком направлении пойдет республика, как она будет строить отношения с соседями. Специальный корреспондент Свободы в Бишкеке Андрей Бабицкий беседовал на эту тему с известным в республике политиком и предпринимателем, председателем совета директоров "Инэксим-банка", бывшим вице-премьером правительства республики Данияром Усеновым.

Данияр Усенов: Люди задаются этим вопросом: каково будет влияние России и каково будет влияние Запада? Российское влияние всегда было, надо учитывать большой процент русскоязычного населения. И, скажем, политика двойных стандартов Запада, которая в последнее время проводилась. Запад видел декларируемую либеральную политику Акаева, но называл Киргизстан островком демократии и Акаева чуть ли не самым лучшим либералом среди азиатов. Была очень слабая поддержка оппозиции, будем считать никакая. Сегодня я бы выдвинул на первое место прежде всего вопросы, которые касаются независимости, экономической и политической, возможность принимать самостоятельные решения для самого Киргизстана, не противопоставляя при этом ни одну из трех сторон - нашего ближайшего соседа Китая, не противопоставляя его позиции и философии Запада, не противопоставляя России. Россия сама нуждается, по моему глубокому убеждению, в либеральных реформах, которые там буксуют, которые там декларируются 15 лет, так же как и в Киргизстане, но их не было и нет, и, видимо, не скоро будут.

С другой стороны, я думаю, что и однозначное, 100-процентное влияние только одной стороны - Запада - тоже, наверное, нереально. Потому что они почти не активны в нашем регионе в плане политических и гражданских процессов. Может быть, есть их интересы, скажем, в военной базе в Манасе, так же как у русских есть интересы в Кантской военной базе. Но на этом вроде бы такая активность и заканчивается. Если эта активность будет иметь несколько иной вектор, я думаю, что есть достаточно большое количество населения, которое правильно это поймет.

Выросло целое новое поколение. Посмотрите на наших студентов. Мир стал более открытый, люди стали выезжать за рубеж последние 15 лет, многие наши граждане, достаточное количество. И люди в сравнении знают, куда им хотелось бы идти. Понятно, что каждому хочется идти к лучшему - к демократии, к гражданским свободам, к процветающей экономике. Пока это сегодня в споре между Россией и Западом во всех этих аспектах выигрыш в пользу Запада. Деловой мир, плохо или хорошо, но развился за эти 15 лет. У нас есть частная собственность на землю, у нас есть реальная свободная, конвертируемая банковская система. У нас есть 38 тысяч частных фермеров, 42 тысячи частных предпринимателей, 56 тысяч малых и средних предприятий, порядка 200-300 достаточно крупных частных компаний, 21 банк. Чего хотят эти люди? Наверное, это основа общества, не чиновники, которых тоже немало - 142 тысячи человек на 5-миллионный Киргизстан. Наверное, именно это бизнес-сообщество в первую очередь заинтересовано в сохранении либерального курса, оно хочет знать, что может предложить в этом плане господин Бакиев, какой будет курс у страны, если он возглавит эту страну, какие ценности будет исповедовать и какую программу предложит господин Кулов.

Андрей Бабицкий: Кто из ныне действующих фигур, которые проявились, кто из них какое направление может выбрать?

Данияр Усенов: Можно более-менее ясно что-то говорить по двум самым активным персоналиям сегодняшних событий. Это бывший депутат, бывший премьер-министр господин Бакиев - можно оценивать его пока только по первым шагам, но судя по той команде, которая вокруг него, там изменилось только то, что там нет Акаева, больше ничего не изменилось, те же министры, те же люди, те же персоналии. Позиция Феликса Кулова более ясная, поэтому она немножко жесткая. Если я в ней сегодня абсолютно понимаю такие элементы, как правопорядок, отношение к силовым структурам, то мне тоже, как избирателю, пока непонятна экономическая составляющая, пока непонятна международная составляющая, пока непонятна гражданская составляющая.

Я думаю, что общество, которое мы хотели бы построить и строим, мягко говоря, нельзя назвать гражданским. Мы же, я думаю, делали революцию, и она свершилась только лишь потому, что гражданское общество именно было зажато.

XS
SM
MD
LG