Ссылки для упрощенного доступа

Парламент Киргизии сформировал комиссию для начала переговоров с Аскаром Акаевым


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Андрей Бабицкий, Владимир Ивахненко, Георгий Кобаладзе.

Андрей Шароградский: Парламент Киргизии сформировал комиссию для начала переговоров с президентом страны Аскаром Акаевым о его возвращении в страну. А также в Бишкеке министры иностранных дел Украины и Грузии, Борис Тарасюк и Саломе Зурабишвили, провели переговоры о возможности участия президентов Украины и Грузии, Виктора Ющенко и Михаила Саакашвили, в урегулировании кризисной ситуации в Киргизии.

Сейчас на линии прямого эфира наш специальный корреспондент в Бишкеке Андрей Бабицкий. Андрей, мы ждем от вас подробностей.

Андрей Бабицкий: Собственно говоря, это не были переговоры об участии президентов Украины и Грузии в урегулировании кризиса. Как сказала исполняющая обязанности министра иностранных дел Кыргызстана Роза Отунбаева, это был обмен опытом, то есть министры иностранных дел Грузии и Украины приехали для того, чтобы поделиться своими знаниями в области урегулирования ситуации в постреволюционный период, подсказать, как развязать некоторые сложившиеся узлы. Ну, это была, скажем так, формальная часть пресс-конференции, но в более содержательной ее части госпожа Отунбаева, в частности, заметила, что на самом деле ни Украина, ни Грузия не принимали участие в подготовке событий в Киргизии, хотя контакты между оппозицией в этих странах всегда были. И Роза Отунбаева сказала, что "мы не перенимали никаких технологий, это не был экспорт революции, но наши оппозиционеры, около 70 человек, были на Украине и вернулись воодушевленные; нас коснулся ветер перемен в этих странах, и мы поверили в то, что авторитарный режим Акаева может пасть".

Министр иностранных дел Украины Тарасюк зачитал обращение двух президентов, Украины и Грузии, к киргизскому народу, и в этом обращении, может быть, самым главным является призыв к единству. "Юг и Север должны быть едины", - говорится в документе. Ну, и, может быть, самая интересная часть пресс-конференции - это заявление господина Тарасюка о том, что Саакашвили и Ющенко собираются образовать или уже образовали (это не совсем было понятно из его слов) так называемую коалицию "Демократический выбор". Эта коалиция двух стран намерена напоминать своим партнерам по постсоветскому пространству о необходимости соблюдать права человека. То есть, по сути дела, речь идет об экспорте демократических и революционных идей.

Я спросил госпожу Отунбаеву, собирается ли Кыргызстан вступить в этот новообразованный клуб. Она ответила уклончиво, заявив, что пока не располагает необходимой информацией и даже не знакома с Карпатской декларацией. Но, тем не менее, сказал госпожа Отунбаева: "Наш народ выбрал свободу, выбрал демократию, а, соответственно, наш выбор аналогичен тому, который сделали народы Украины и Грузии".

Андрей Шароградский: Большое спасибо, Андрей. Разумеется, события в Киргизии очень часто сравнивают с украинской "оранжевой" революцией и с "революцией роз" в Грузии. Но на Украине чаще всего говорится и о существенных отличиях событий на Украине и в Киргизии. Из Киева передает наш корреспондент.

Владимир Ивахненко, Киев: Единственное, что объединяет произошедшие события в Киргизии и "оранжевую" революцию на Украине, это свержение тоталитарного режима, считают в Киеве. Сравнивая ситуацию в двух странах, украинские политики отмечают, что киргизская "тюльпановая революция" стартовала на юге республики, в то время как массовые протесты на Украине начались в центре страны. Однако самое главное отличие заключается в том, что революция в Киргизии не стала "бархатной" и прошла с пугающим азиатским акцентом. Говорит украинский политолог Виктор Небоженко.

Виктор Небоженко: Самый важный момент, который отличает украинскую революцию, или "оранжевую" революцию, от киргизской, заключается в том, что мы все понимали опасность гражданской войны, бунтов, сепаратизма и просто человеческих жертв на территории Европы. Поэтому это была самая главная задача - не допустить кровопролития. В киргизской революции, я понял, это ограничение было снято в самом начале. В Киргизии человеческая жизнь не принималась в качестве преграды для достижения власти, и этим мы кардинально, конечно, отличаемся. Я думаю, дальше киргизская революция будет тоже развиваться по такому принципу, то есть она может в любой стадии опять перейти к стадии кровопролития.

Владимир Ивахненко: Посредническую миссию главы МИД Украины Бориса Тарасюка по урегулированию кризиса в Киргизии многие рассматривают как попытку официального Киева перехватить инициативу у Москвы.

Виктор Небоженко: Думаю, что попытка Украины играть какую-то роль, конечно же, призвана прощупать возможности Киева играть на других геополитических площадках, на которых господствовала Москва. Кроме того, вы не забывайте, что за всеми этими телодвижениями Киева маячит ГУАМ-2. Для новых геополитических архитекторов, новой власти Киева очень важно сформировать ГУАМ, и Киргизия может быть очень важным дополнением.

Владимир Ивахненко: Саммит стран ГУАМ - региональной организации, в которую входят Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдавия, - запланирован на 22 апреля в Кишиневе. И не исключено, что на этих переговорах пока в качестве наблюдателя будет присутствовать и представитель новой власти Киргизии.

Андрей Шароградский: И Грузия, как мы знаем, также приветствовала смену режима в Киргизии. Но и в Тбилиси отмечают, что прямую параллель между "революциями роз и тюльпанов" проводить нельзя.

Георгий Кобаладзе, Тбилиси: В самом начале событий в Киргизии президент Грузии Михаил Саакашвили направил письмо президенту Акаеву, в котором призывал киргизские власти воздержаться от применения силы. Кроме того, президент Грузии предлагал себя в качестве посредника и обещал, что сумеет найти общий язык с оппозицией. Однако ответ Бишкека была отрицательным. По словам грузинского лидера, Акаев ему ответил "грубо и невежливо". Тем не менее, президента Саакашвили призвал киргизскую оппозицию обеспечить личную безопасность Аскара Акаева. Комментируя дальнейшие события в Бишкеке, Михаил Саакашвили отметил, что в Грузии революционные события разворачивались без насилия, погромов, мародерства и жертв.

Председатель парламентского Комитета по обороне и безопасности Гиви Таргамадзе, который лично наблюдал за выборами и последующей революцией в Киргизии, выразил недоумение признанием легитимности нового парламента. По его мнению, это решение сводит на нет завоевания революции. А председатель другого парламентского Комитета, по международным делам, Коте Габашвили заявил, что революция в Киргизии привела к расширению демократического пространства.

XS
SM
MD
LG