После четырехдневных массовых беспорядков в Кот-д’Ивуаре, которые привели к человеческим жертвам и угрозе санкций со стороны ООН, в стране наступило некоторое затишье. Сторонники президента покинули улицы главного города страны Абиджана, восстановлено движение общественного транспорта.
Беспорядки начались еще в понедельник, после того, как международная группа по урегулированию в Кот-д’Ивуаре под эгидой ООН предложила распустить национальную ассамблею и начать подготовку к новым выборам. Сторонники президента Лорана Багбо, для которого нынешний парламент стал главным инструментом политического влияния, обвиняют ООН и Францию в грубом вмешательстве во внутренние дела страны и даже в попытке ее реколонизации.
На протяжении нескольких дней толпы воинствующих молодых людей, именующих себя «молодые патриоты», осаждали базы ООН, чей контингент примерно в 7500 человек поддерживает в стране перемирие между правительством и повстанцами, в распоряжении которых остаются северные территории Кот-д’Ивуара.
Войска ООН пытались разогнать атакующие толпы с помощью слезоточивого газа, однако вынуждены были покинуть город Гуигло, где в столкновениях погибли четыре человека из числа нападавших.
Совет Безопасности ООН принял резолюцию, осуждающую действия сторонников правительства, а Генеральный Секретарь ООН Кофи Аннан предупредил зачинщиков беспорядков об их ответственности за судьбу страны.
Плоды распада диктатуры
В годы многолетнего правления Феликса Уфуэ-Буаньи, после обретения независимости от Франции в 1960 году, Кот-д’Ивуар был одной из самых стабильных и экономически процветающих стран Африки. Начало беспорядкам положил в 2002 бунт солдат, недовольных условиями своего увольнения из армии – именно они захватили северные территории, над которыми контроль правительства так и не был с тех пор установлен.
Параллельно развивающийся кризис вспыхнул еще раньше, в связи с принятием закона, согласно которому на высшие посты должны избираться лишь лица, у которых и отец, и мать были ивуарцы – это было сделано с явной целью дисквалифицировать оппозиционного кандидата в президенты Алассана Уаттару, чьи родители родом и Буркина-Фасо. Учитывая, что около 40 процентов населения Кот-д’Ивуара составляют выходцы из соседних стран, новый закон вызвал сильную поляризацию в обществе.
Все последующие столкновения имели, конечно, и реальную экономическую подоплеку, потому что борьба шла за районы производства какао, причем некоторые из них в ходе гражданской войны были захвачены группировками из Либерии и Сьерра-Леоне.
Пока на мертвой точке
В конечном счете удалось добиться перемирия под эгидой ООН и ввести представителей оппозиции в состав правительства. Однако предложение распустить парламент задело сторонников президента за живое, поскольку до сих пор именно с помощью парламента им, как утверждают сторонники оппозиции и повстанцев, удавалось саботировать условия перемирия. «Лагерь президента», заявил в интервью французской газете Libération Уаттара, «ведет политическую игру с огнем, надеясь удержать власть, не прибегая к избирательным урнам. Он демонстрирует также свое неприятие мирного процесса и резолюции ООН…, требующей широких властных полномочий для премьер-министра».
По условиям перемирия, премьер-министр назначен в соответствии с требованиями повстанцев. Именно для его нейтрализации Багбо столь необходим послушный парламент, в котором, как утверждает Уаттара, он наверняка лишится большинства после выборов.
Хотя в настоящее время беспорядки затихли, это произошло лишь потому, что президент Нигерии Олусегун Обасанджо, представляющий группу ООН, смягчил формулировку требования роспуска национальной ассамблеи, и теперь утверждает, что это был лишь совет правительству Кот-д’Ивуара. В результате президент и лидер «молодых патриотов» Шарль Бле Гуде, призвавший их прекратить беспорядки и снять осаду базы ООН, считают, что фактически одержали верх в противостоянии. Такая ситуация ни в коем случае не устроит повстанцев, которые в последние дни не нарушали перемирие, но заявляли о своей готовности защищаться.
Тем временем, экономика страны приходит в упадок. Кот-д’Ивуар поставляет около 40 процентов всего поставляемого в мире какао, и подъезды к портам забиты неразгруженными грузовиками. Фьючерсы на какао заметно возросли в цене.