Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Берлине Юрий Векслер.
Марк Крутов: Чуть более 100 дней назад впервые в истории Германии канцлером была избрана женщина Ангела Меркель.
Юрий Векслер: В стране Клары Цеткин женщины получили избирательное право в 1918 году. В 1919-м была убита Роза Люксембург, что стало первым политическим убийством женщины. В послевоенной ФРГ путь женщины в большую политику долгие годы был почти невозможен. Журналистка Сандра Майшбергер напомнила в дни избрания Меркель об одном высказывании первого канцлера новой Германии Конрада Аденауэра:
«Что за чушь женщина в правительстве, на что? Ведь мы тогда не сможем нормально говорить». Это было в 1961 году.
Бывшая в течение 7 лет министром семьи в правительстве Шредера Рената Шмидт, многие годы возглавляла социал-демократов Баварии и в 1992 году она заявила перед выборами, что хочет стать премьер министром Баварии. Тогдашний премьер министр, Баварии Макс Штрайбель язвительно отреагировал: "Вдруг приходит эдакая мышка, цок, цок, и говорит, теперь я завоюю Баварию".
Вспоминает Рената Шмидт.
Рената Шмидт: Я сказала тогда публично: мужчин, которым позволено называть меня мышкой, я нахожу и выбираю сама, и господин Штрайбель к их числу явно не относится
Юрий Векслер: И вот спустя 13 лет после этого женщина стала канцлером. Одну из причин, почему это стало возможным, называет Рената Шмидт.
Рената Шмидт: Женское движение, которое сначала было больше поддержано в рядах социал-демократок, а потом и в Партии зеленых, различные ветви женского движения, в том числе и консервативные, сделали многое, и без этой активности женщин Ангела Меркель не достигла бы столь больших политических высот.
Юрий Векслер: А вот мнение Хайнца Эггерта, члена партии Христианско-демократический союз ХДС.
Хайнц Эггерт: У Ангелы Меркель сильно развитое политическое чутье, но еще большее чувство трезвой оценки реальности. Может быть это женская особенность?
Юрий Векслер: Хотя внешне сочетание "женщина и власть" в Германии все больше становится нормой, и за Меркель, как известно, проголосовало больше мужчин, чем женщин, многие в Германии думают об Ангеле Меркель так же, как одна из близких к ней политологов Маргарита Матьопулос.
Маргарита Матьопулос: Она обладает разнообразными способностями, она компетентна и поэтому стала канцлером, а не потому, что она женщина. Я много раз говорила ей: если бы вы назывались Анжело Меркель, вы бы тоже победили.
Юрий Векслер: И сегодня Меркель с рейтингом 75 процентов - самый популярный политик страны.