Ссылки для упрощенного доступа

Тело Слободана Милошевича доставлено в Белград. Российские медики вернулись из Гааги в Москву


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Айя Куге, Софья Корниенко, Ольга Беклемищева.



Андрей Шарый: Сегодня тело бывшего лидера Югославии и Сербии Слободана Милошевича, который скончался 11 марта в тюрьме Гаагского трибунала (Трибунал обвинял Милошевича в совершеннии военных преступлений), было доставлено из Гааги в сербскую столицу Белград. Напомню, что власти Сербии отказали семье экс-президента в государственных похоронах. История вся эта продолжала развиваться весь день. Сейчас на линии прямого эфира программы "Время Свободы" корреспондент нашего радио в Белграде Айя Куге.


Айя, добрый вечер. Как проходила церемония встречи гроба с телом Милошевича в Белграде?



Айя Куге: Тело Слободана Милошевича было доставлено в Белград рейсовым самолетом национальной авиакомпании "Ят". У самолета находилось руководство его Социалистической партии, представители которой гроб покрыли государственным флагом, положили венок с надписью: "Ты был и будешь героем". Потом останки бывшего вождя были перевезены в морг белградской кардиоваскулярной больницы, где, говорят, еще раз будет проведена посмертная экспертиза. Это пока неясно, ведь при вскрытии тела в Гааге присутствовали двое сербских экспертов, которые сообщили, что все было проведено очень профессионально.


Около тысячи сторонников Слободана Милошевича встретили его останки у здания белградского аэропорта, а потом пару сотен человек с флагами из штаб-квартиры Соцпартии в организованном порядке направились до морга больницы.



Андрей Шарый: Айя, уже двое суток крайне противоречивая информация на тему о том, где и как будет похоронен Слободан Милошевич. Последнее сообщение о том, что решено похоронить в Пожаревце, родном городе Милошевича. Подтверждаете ли вы эти сообщения? Что известно о церемонии прощания с бывшим президентом и месте его похорон?



Айя Куге: Да, уже совершенно точно известно, что похороны Милошевича пройдут его и его жены родном городе в 100 километрах от Белграда. Принято решение похоронить Милошевича во дворе семейного дома. Это огромный дом - имение с большим садом за высокими стенами. Знакомые пары Милошевич из Пожаревцы сказали, что в среду уже начались работы по подготовке места для могилы. Это будет под старой липой, которая имеет какое-то сантиментальное значение для супруги Милошевича, какие-то воспоминания из молодости Слободана.


Во время власти Милошевича Пожаревцы назывались запрещенным городом, крепостью семьи вождя. Пожаревец - один из немногих городов Сербии, где снова у власти социалисты. Поэтому не будет проблем получить специальное разрешение на погребение на частном имении. Но такие похороны (на частном имении) совершенно нетипичны для Сербии.


Пока еще неясно, где в Белграде в пятницу и в субботу утром будет организовано публичное прощание с покойным. Ответственные за организацию траурной церемонии - это товарищи по партии Милошевича - имеют три варианта: поднять палатку на площади у парламента Сербии и Черногории, выставить гроб в зале Дома профсоюзов или все организовать в помещении Соцпартии.



Андрей Шарый: Айя, известно, что сын Милошевича Марко, который летал в Гаагу для того, чтобы забрать гроб с телом отца, вернулся в Москву. Связывают это с тем, что еще продолжаются переговоры между членами семьи Милошевича о том, приедет ли вдова покойного Мирьяна Маркович, которая находится под следствием в Белграде, на похороны мужа в Сербию. Что известно по этому поводу?



Айя Куге: Приезд из Москвы вдовы Мирьяны Маркович неизвестен. Говорят, она не согласна с тем, что уже через неделю должна явиться в суд, где против нее ведется уголовное дело. А есть информация, что переговоры организаторов похорон и с ней, и с правительством Сербии, и властями Белграда продолжаются.


Насколько можно понять, вряд ли на похоронах из Черногории приедет дочь Милошевича Мария. У нее уже давно конфликт с братом и матерью, который еще углубился в связи со спором в семье вокруг того, где хоронить Милошевича. Мария категорически настаивала на том, что его погребение нужно организовать в Черногории, в деревне, откуда семья родом, где уже похоронен отец Милошевича. Так как деревня высоко в горах, там на дорогах более 3 метров снега, дочь даже наняла тяжелую механизацию, желая доказать, что все можно решить. Но, по-видимому, мать сказала свое слово.



Андрей Шарый: Айя, а приедет ли в Белград брат Слободана Милошевича Борислав? Было сообщение о том, что он госпитализирован в Москве. Есть ли какая-то информация на этот счет в Белграде?



Айя Куге: В Белграде, из источников Соцпартии, его ожидают. Но никто эту информацию не подтвердил.



Андрей Шарый: В среду в Москву вернулась группа российских медиков, которые участвовали в Гааге в судебно-медицинской экспертизе. По словам медиков, они ознакомились с результатами вскрытия и пришли к выводу, что Милошевич не принимал лекарств, которые могли бы привести к смерти. Однако у российских врачей много замечаний по поводу того, как именно лечили Милошевича. Подробнее об этом медицинский обозреватель Радио Свобода Ольга Беклемищева.



Ольга Беклемищева: Российские медики, вылетавшие в Гаагу для ознакомления с результатами вскрытия тела Слободана Милошевича, сегодня вернулись в Москву. Повторное вскрытие тела проводить не стали. Делегация ограничилась просмотром служебной видеосъемки, которую проводят при вскрытии лиц, умерших в заключении. Образцы ткани умершего также не были востребованы делегацией, что подтверждает согласие российских медиков с заключением голландских врачей, считающих, что Милошевич умер от инфаркта и не рассматривавших версий отравления или намеренного употребления не прописанных лекарств.


В предсмертном письме министру иностранных дел России Лаврову, Милошевич жаловался на обнаружение у него 12 января в крови следов римфампицина, который ему назначили, видимо, в связи с зимним инфекционным заболеванием. Однако, как рассказал Радио Свобода, главный редактор журнала "Антимикробная терапия", профессор Синельников



Александр Синельников: Римфампицин нельзя применять с непрямыми антикоагулянтами. В частности, есть такой препарат варфарин, но варфарин не является гипотензивным препаратом. Препарат ослабляет эффект глюкокартикоидов, дигаксина. Но в отношении гипотензивных средств, насколько мне известно, он не влияет на метаболизм гипотензивных препаратов в принципе.



Ольга Беклемищева: То есть римфампицин не мог быть причиной безуспешности гипотензивной терапии у Милошевича. Если причина смерти - инфаркт - не оспаривается российской делегацией, то о том, что же явилось его причиной у сравнительно молодого заключенного, у российских медиков свое мнение. Академик Лео Бокерия, член российской делегации, консультирующий кардиохирург Милошевича с 2000 года, заявил



Лео Бокерия : Мы на протяжении более чем двух лет их предупреждали, что с пациентом может что-то случиться. Для нас, например, совершенно непонятно, почему так получилось. Потому что ведь мы никогда не настаивали, чтобы его поместили в Бакулевский центр. Мы просто предлагали свои услуги. Это было в моем письме в Трибунал. Мы указали, что называется, дорогу к тому, как больного вылечить, а ничего для этого не было сделано.



Андрей Шарый: Глава Гаагского Трибунала издал приказ о частичном рассекречивании материалов дела Милошевича с целью ускорить расследование причин его смерти. Реакция российских врачей заранее прогнозировалась нидерландскими специалистами. Рассказывает наш корреспондент в Амстердаме Софья Корниенко.



Софья Корниенко : Обвинения, поступившие в адрес Нидерландов со стороны российских врачей, Гаага пока не комментирует. Здесь ожидают результатов расследований. Чтобы облегчить их проведение, 14 марта глава Трибунала Фаусто Покар издал приказ о рассекречивании отдельных материалов дела Милошевича. Напомню, что в связи со смертью югославского экс-президента ведется два отдельных расследования - собственное внутреннее расследование Трибунала и независимое от Трибунала расследование, которое проводят власти Нидерландов. Оба призваны выявить обстоятельства, приведшие к смерти Милошевича, а также выяснить, кто и зачем поставлял Милошевичу посторонние медикаменты и алкоголь. Также продолжается лабораторная токсикологическая экспертиза, результаты которой будут известны на днях.


Во вторник делегации врачей из России была предоставлена возможность самостоятельно осмотреть тело Милошевича, изучить результаты проведенной в Гааге аутопсии и проследить за ходом вскрытия по видеозаписи. К журналистам российские врачи не выходили, никакого публичного диалога с голландскими коллегами проведено не было. Российская делегация удалилась без комментариев. Пояснения журналистам дал только сопровождавший россиян советник Милошевича Бранко Ракич. Он сказал, в частности, что российские специалисты были не готовы дать свою оценку экспертизы вскрытия, однако «свои выводы сделали уже давно» и никаких проб для проведения собственного анализа из гаагского института не взяли.


Реакцию российских врачей заранее прогнозировал токсиколог, специалист по судебной медицине Дональд Угхес из лаборатории в городе Гронинген, где проходили проверку анализы крови Милошевича.



Дональд Угхес : Милошевич стремился выставить Трибунал в дурном свете, а Нидерланды как страну, находиться в которой опасно для жизни, где врачи якобы специально повышают ему давление, и надеялся, что его манипуляции так и не всплывут на поверхность. Для меня такие обвинения оскорбительны не только в связи с делом Милошевича, а просто потому, что они направлены против первоклассных специалистов. Анализ крови Милошевича пришел к нам в лабораторию без пометки, кому он принадлежит, анонимно. Мы не знали, что это был анализ Милошевича. Для нас это была просто кровь очередного пациента. И мы нашли рифампицин. Технология, которую мы используем, очень специфична, она полностью исключает вероятность, что это было другое вещество.



Софья Корниенко : По мнению Угхеса, чтобы достать рифампицин - вещество, нейтрализующее прописанный ему курс лечения, - Милошевич консультировался у фармакологов за пределами тюремного госпиталя.



Дональд Угхес : Это очень тонкий ход, ведь никто не должен был догадаться о рифампицине - его очень сложно достать. Прием Милошевичем рифампицина давал возможность московским специалистам делать заявления о неэффективности лечения, предложенного Милошевичу в Нидерландах.



Софья Корниенко : Обвинения в злоупотреблении медикаментами и даже алкоголем выдвигались против Милошевича еще в 2004 году - и небезосновательно, говорит ведущий нидерландский обозреватель, юрист, специалист по делам Международного трибунала Хайкелин Веррайн Стюарт.



Хайкелин Веррайн Стюарт : Директор тюремного комплекса в Схейвенингене неоднократно заявлял, что в камере Милошевича несколько раз находили медикаменты, которые не были ему прописаны, и алкоголь, и предупреждал Трибунал, что снимает с себя ответственность, раз Трибунал не желает усилить над Милошевичем контроль. Советники, вообще посетители проходили к Милошевичу практически без досмотра. Директор тюрьмы несколько раз выражал свою обеспокоенность в письменной форме, но так и не получил ответа.



XS
SM
MD
LG